Количество зафиксированных случаев мошенничества каждый год удваивается. Сейчас особенно активизировались телефонные мошенники, выдающие себя за работников Банка Латвии или крупнейших латвийских банков и говорящие как на русском, так и на латышском языке.
При этом мошенники используют технологии подмены номера телефона звонящего, что делает номер входящего звонка похожим на официальный номер телефона банка.
Большая часть клиентов распознают мошеннические звонки и информируют банк о попытках злоумышленников.
Несмотря на то, что банку Citadele каждый день поступает свыше 20 сообщений от клиентов о поползновениях мошенников, некоторые клиенты все же попадаются на уловки преступников.
Звонки преимущественно поступают с латвийских номеров, которые часто подменяются, что делает их похожими на номер центра обслуживания клиентов банка. Звонящие сообщают о краже средств или другой проблеме на счете клиента и агрессивно настаивают, чтобы клиент немедленно назвал свои данные доступа к банковскому счету и другую информацию, которая якобы требуется для защиты денежных средств. Подобные звонки могут повторяться несколько дней подряд с разных номеров телефона. Мошенники также часто используют угрозы, запугивая клиентов крупными денежными штрафами и потерянными средствами.
Звонки поступают как по обычной телефонной связи, так и через популярные мессенджеры — WhatsApp, Viber, Telegram и др.
Кроме того, преступники часто просят своих жертв установить на компьютерах и смартфонах программы для удаленного управления, чтобы якобы помочь человеку справиться с проблемой. На самом же деле такая программа позволяет мошеннику перенять устройства жертвы под свой контроль, после чего он может совершать с них несанкционированные действия — заходить в интернет-банк жертвы, перечислять средства на другие счета и т.п.
«Какой бы ни была ситуация, банк никогда не будет просить клиента назвать по телефону свои пароли или логины, а также не будет призывать скачивать или устанавливать какие-либо программы. Большинство жителей это понимают, но только до того момента, как звонит мошенник и поднимает тревогу. Мошенники представляются работниками и запугивают человека, утверждая, что тот потеряет или уже потерял свои деньги. Нужно понимать, что для мошенников это работа, они проходят специальное обучение и знают, что говорить, как правильно надавить на клиента и убедить его передать свои личные данные. Поэтому всегда нужно быть бдительным самому и предупредить своих близких», — пояснил Каспарс Бришка, руководитель отдела ИТ-безопасности банка Citadele.