Пока одни самоуправления борются с последствиями паводка, другие не только позволяют застраивать территории, признанные затопляемыми, но даже борются за возможность развивать места, которые на картах риска затопления во время паводков признаются потенциально затопляемыми (хотя эта вероятность может быть невысокой), сообщает программа телеканала Latvijas Televīzija de facto.
Возможно, именно реагируя на давление самоуправлений, в том числе и Елгавского края, в конце прошлой недели уже бывший министр окружающей среды Артурс Томс Плешс остановил два распоряжения об управлении рисками затопления, считает программа.
В Гаркалнской волости, в месте, где встречаются реки Большая и Малая Юглы возводится новый поселок. План подразумевает строительство 73 объектов, размещенных плотно друг к другу, в том числе на месте засыпанного пруда. По мнению Государственной службы окружающей среды, застраивать место бывшего пруда нельзя, поскольку это будет противоречить территориальному планированию Гаркалне, правилам застройки и детальному планированию, выяснила программа.
Часть территории в значительной мере насыпная, но, несмотря на это, даже в отсутствие паводка на лугах стоит вода.
«Если здесь начнется плотная застройка, это значит, что люди потребуют дамбы. Потребуют защитить эти территории от затоплений, но ни одна дамба, ни одна восстановленная система мелиорации, ни одна засыпанная пойма в целом не уменьшат количество воды в естественной среде. А это означает лишь то, что у нас уже сейчас возникает еще большее давление на другие территории, которые, возможно, сейчас не затапливаются», — рассказала эксперт Латвийского фонда природы Рута Сниедзе-Креталова.
И в этих местах в территориальном планировании указывается, что часть переувлажнены и находятся всего в полуметре-метре выше уровня воды, и ненасыпные территории затапливаются. Там же указаны планы насыпать грунт, чтобы поднять уровень на пару метров выше.
de facto сначала связался с девелопером, выдав себя за потенциального покупателя. В ходе разговора тот утверждал, что никаких рисков затопления нет. «Конечно, нет! Если бы там была вероятность хоть малейшего затопления, какое-либо строительство там было бы запрещено», — рассказал представитель девелопера Карлис Опинцанс.
И засыпку пруда, и другие действия с собственностью были согласованы с самоуправлением Гаркалне (ныне Ропажского края).
В период развития имущества защитная полоса сократилась со ста до двадцати метров, поскольку сейчас луг стал частью поселка Берги, где действуют другие требования защиты.
У самоуправления нет данных о том, что эта территория может быть затопляемой. Руководитель отдела развития и планирования Ропажского края Санда Чакане ссылается на эксперта, давшего такой заключение и сообщает: «Сейчас трудно объяснить, на каких данных это основывается, но есть такое заключение, и в графической части не выделена затопляемая территория».
После покупки земли потенциальные риски лягут на плечи новых владельцев и самоуправления. Представитель девелопера Опинцанс на вопрос de facto, известно ли ему, что затопляемые территории нельзя засыпать, ответил: «В те годы, когда разрабатывалось детальное планирование, это можно было делать и это было сделано». Он утверждает, что все действия на этой территории были согласованы на законных основаниях.
На этой неделе Служба окружающей среды возбудила дело об административном нарушении в связи с тем, что на территорию были завезены грузы с неотсортированными строительными отходами.
Подобная проблема была констатирована и ранее. К тому же, как указывает служба среды, тогда связанные с данным проектом лица были пойманы на совершении нелегальных действий в других объектах собственности Гаркалнской волости. Размах нарушений был таким, что служба заметила в них признаки уголовных нарушений, в связи с ч ем обратилась в Госполицию с просьбой начать расследование.
«У нас есть необходимые карты затапливаемых территорий, и их надо смотреть с дальновидным подходом — что безопасно, а что для нас небезопасно. Поскольку затем эти материальные убытки будут однозначно больше, если у нас там будет плотная застройка, чем в том случае, если у нас там будут естественные территории, например, поймы, высокие болота, пойменные леса — такие места могут ужиться с этим дополнительным затоплением», — рассказала эксперт Сниедзе Креталова.
Ознакомиться с картами рисков затоплений можно на сайте Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии. Здесь с определенной долей вероятности обозначены места возможных затоплений. Екабпилса однако среди них нет, поскольку в карты еще не внесены паводки из-за таяния льда, а также паводки, вызванные интенсивными осадками.
«Эти карты пересматриваются раз в шесть лет. Эта предварительная оценка рисков наводнения повторяется каждые шесть лет. Вновь оценивается обобщенная новейшая информация, дополняются и пересматриваются данные, соответствущие самоуправления опрашивают о процессах, которые могли измениться. И соответственно все это встраивается в модель», — рассказал представитель Латвийского центра окружающей среду, геологии и метеорологии, эксперт по внутренним водам Янис Шире.
Карты рисков наводнений, а также планы обслуживания и управления рисками затоплений бассейнов рек Даугава, Гауя и Вента на ближайшие пять лет — это документы, утвержденные распоряжением министра охраны окружающей среды и регионального развития. Однако Плешс в ноябре прошлого года, перед завершением своих полномочий, остановил действие этих документов. К этому призывали самоуправления, видевшие в них помеху своему развитию, сообщает программа.
«Территории, изначально изображенные на на карте паводков, не соответствовали фактической реальности, которая сложилась исторически и прогнозам, в результате чего по сути большая часть территорий, которые во многих самоуправлениях могли быть обозначены как затапливаемые, в отдельных местах огромная часть города могла быть обозначена под водой», — пояснил свою позицию Плешс.
Карты рисков затоплений в принятии своих решений, в том числе при выдаче заключений о планировании территорий, использовала Государственная служба окружающей среды. В том числе были и негативные заключения, касающиеся строительства в Елгаве завода по производству протеина из бобовых культур, а также дальнейшего развития полигона для отходов в Елгавском крае.
Министерство пояснило, что карты не позволяют автоматически считать какие-либо территории затопляемыми, согласно Закону о защитной полосе. Несмотря на объяснение, которое позволило бы решить ранее возникшие ситуации в отдельных самоуправлениях, министр все равно принял решение остановить действие карт рисков затопления. На вопрос, считает ли он до сих пор, что такое решение было верным, Плешс ответил: «Я считаю, что после той информации, которая была, и о которой мы дискутировали с задействованными экспертами, данные неточности в плане карт паводков нужно было устранить».
Теперь документ переписывается, чтобы вновь подать его на утверждение теперь уже нового министра окружающей среды.
И хотя в будущем риски затоплений только увеличатся, самоуправление предлагает снизить планку.
Например, если сейчас будет запрещено застраивать те места, в которых риски затопления составляют десять процентов или в среднем раз в десять лет, предлагается изменить это на раз в пять лет или даже раз в два года.
Согласно прогнозам, в ближайшие пятьдесят лет в Европе число наводнений в целом увеличится в семнадцать раз, а причиненный ими ущерб удвоится.
Читайте также: Угроза наводнений сохранится до весны