Следующий семилетний бюджет Европейского союза (ЕС) должен быть достаточно сильным и эластичным, чтобы укреплять экономику и рынок труда в ЕС, отметила во время дебатов, состоявшихся в среду, 21 ноября, большая часть политических групп Европейского парламента.
Дебаты состоялись в рамках внеочередного саммита Европейского совета, который начался в четверг, 22 ноября, и на котором будет предпринята попытка прийти к политическому соглашению о многолетнем бюджете ЕС на период с 2014 по 2020 гг. Совет должен единогласно поддержать бюджет, после чего его должен будет одобрить и Европейский парламент.
«Предложенный Еврокомиссией объем многолетнего бюджета надо сокращать», – ссылаясь на трудности европейских стран сказал заместитель министра Кипра по делам ЕС Андреас Маврояннис (Andreas Mavroyiannis), который во в время дебатов представлял совет. В последнем предложенном председателем Евросовета Херманом ван Ромпеем предложении о бюджете есть «все предпосылки для того, чтобы мы могли достичь соглашения», отметил он. Стоит отметить, что Ромпей предложил принять бюджет, объем которого будет на 80 млрд евро (56,2 млрд латов) меньше, чем предложенный Европейской комиссией, объем которого составлял 1 033 млрд евро (725,9 млрд латов).
Переговоры о бюджете – это «проверка легитимности ЕС», считает председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Некоторые просто получают поддержку, говоря, что бюджет надо уменьшить, словно это ничего особенного не значит. Но даже небольшие изменения в бюджете ЕС означают серьезные изменения для людей, которые зависят от финансирования программ ЕС. Например, каждый миллиард, который мы отнимаем у программы Horizon 2020, означает, что финансирование потеряют 4 000 малых и средних предприятий», – сказал Баррозу.
Председатель Европейской группы Народной партии Джозеф Даул предупредил, что с бюджетом, который будет менее 1% от общего дохода ЕС, Евросоюз больше «не сможет продолжать прежние программы». Напомнив, что 517 депутатов на голосовании потребовали более сильного бюджета, он еще раз подчеркнул, что бюджет должен быть стабильным и подтверждать, что ЕС может взять на себя ответственность за свои планы и обещания. «Инвестиции в будущее – единственный выход из кризиса», – убежден Даул.
Руководитель группы социалистов и демократов Ханнс Свобода раскритиковал нынешнее отношение некоторых стран, которые выступают «каждый за себя». «Некоторые говорят о том, что надо урезать 50 млрд, другие называют 80 млрд, 100 млрд и даже 200 млрд… Это постыдное и регрессивное поведение, словно бюджет ЕС – просто цифры на бумаге», – сказал он, отметив также, что ЕС нужно «нужно довольно много денег, чтобы он вообще мог действовать».
Глава группы либералов Гай Верхофстадт сравнил бюджет ЕС с бюджетами стран-участниц: «Говорить об этом смешно. Мы говорим лишь об 1% от общего дохода ЕС, который гораздо меньше, чем годовой бюджет Бельгии или Австрии. Для сравнения: годовые бюджеты Германии или Франции в 8-10 раз больше бюджетов ЕС. Бюджет ЕС должен быть мощным, поскольку только объединив силы на уровне ЕС, можно победить проблемы стран. Мы должны быть готовы заблокировать любое предложение об объеме бюджета, которое меньше бюджета, предложенного Еврокомиссией», – заявил он.
Хельга Триппел, выступающая от имени «Группы зеленых» отметила, что «канцлер Меркель была неправа, утверждая две недели назад, что 27 стран решили вложить 3% от национального общего дохода в исследования и разработки. Она – предводитель банды «больших плательщиков», которая на самом деле хочет сократить средства на исследования и разработки на 12%, действуя под прикрытием нынешнего президентства».
Габриэль Циммер из «левой» группы GUE/NGL недоумевает, как ЕС собирается бороться с бедностью, отнимая средства именно у самых бедных. Она убеждена, что совету следует изменить свое отношение, а руководители стран-участниц должны встать на защиту своих национальных интересов.
При этом глава консервативной группы Мартин Каланан критично высказался в адрес тех, кто считает, что «любую проблему можно решить, увеличив влияние Европы». Он опроверг утверждение о том, что бюджет ЕС – это бюджет инвестиций, поскольку 40% бюджета тратятся на сельскохозяйственные дотации, а 60% — на административные расходы. Однако он признал, что объем кохезийского бюджета необходимо сохранить хотя бы для тех стран, которым эти средства действительно необходимы.
Представитель группы евроскептиков «Европа свободы и демократии» Найджел Фарадж: «Очень интересно, что Европейский союз хочет взять еще один триллион евро с европейских налогоплательщиков, несмотря на тот факт, что он не может покрыть свои бюджетные счета уже 18 лет подряд. Если ЕС был бы предприятием, его директор, в данном случае Еврокомиссия, давно сидел бы в тюрьме».
По словам председателя Европарламента Мартина Шульца, «некоторые страны, входящие в Европейский совет, не хотят выполнять собственные обещания. Они хотят, чтобы ЕС принял бюджет с дефицитом. Эти страны могут сделать это у себя дома, но парламент на такое не согласится».
Шульц отметил, что такие страны отказались принимать поправки к бюджету, которые позволили бы Европейской комиссии выплатить странам-участницам деньги, вложенные в европейские проекты, несмотря на то, что в предыдущий год они обязались действовать незамедлительно, если придется компенсировать недостаток средств.
«Если за 2012 год до сих пор остаются неоплаченные счета, мы не можем принимать никаких серьезных решений относительно 2013 года. Европейский парламент не хочет продолжать переговоры таким образом. Если мы не решим проблемы в 2012 году, Европейскому союзу придется платить проценты за задержку оплаты. С бюджетом так поступать нельзя, поскольку это неправильное управление финансами», – сказал Шульц.
Отказ принимать поправки к бюджету этого года стал причиной того, почему 13 ноября переговоры о бюджете зашли в тупик. В пятницу, 23 ноября, комиссия должна подать новый проект бюджета. Затем возобновятся переговоры между Европараламентом и Европейский советом. Бюджет 2013 года планируется принять на пленарном заседании, которое пройдет 10-13 декабря.
Ref: 102.108.108.2997