Среди частных автомобилей депутатов Сейма есть как автомобили престижных марок, так и «народные» машины. Самыми популярными среди слуг народа являются автомобили марок Volvo, Volkswagen, Toyota и BMW, свидетельствуют данные анализа, проведенного Обществом за открытость Delna.
Декларации должностных лиц за 2012 год, поданные Службе госдоходов, свидетельствуют о том, что наиболее популярными транспортными средствами, которые имеются у парламентариев, являются Volvo, Volkswagen, Toyota и BMW. Автомобили этих марок входят и в ТОП 10 наиболее часто регистрируемых в Латвии автомобилей. Машины, имеющиеся в собственности депутатов, в среднем почти на четыре года старше, чем те, которыми они пользуются. Средний год выпуска таких автомобилей – 2001-й, тогда как год выпуска активно используемых машин – в среднем 2005-й.
Три самых старых автомобиля числятся в собственности Ромуальдаса Ражукса («Партия реформ») – Ford Escort (1984-й год выпуска), Аврилса Ашераденса («Единство») – УАЗ 31512 Professional (1988) и Яниса Вуцанса (СЗК) – Renault 19 (1989). Депутат Вилнис Кирсис владеет автомобилем Mercedes Benz 1989 года выпуска, однако конкретная марка машины не указана.
Владельцами самых новых машин являются Эдмунд Демитерс («Партия реформ») — Volvo HC60 (2012-й год выпуска), Андрис Берзиньш (СЗК) – VW Sharan (2011), Дзинтарс Закис («Единство») – Volvo XC 60 (2011) и Сергей Долгополов («Центр согласия») – Toyota RAV4 (2011). У многих депутатов больше одного транспортного средства.
В период кризиса – с 2008-го по 2009-й год – 22 нынешних депутата приобрели в собственность личные автомобили, но это не всегда были новые машины. Лишь четыре депутата купили частные авто после кризиса – в 2011-2012 гг.
Из всех депутатов у 19 депутатов не задекларированы автомобили ни в собственности, ни в пользовании. Это Солвита Аболтиня, Айя Барча, Лолита Чигане, Ирина Цветкова, Янис Домбрава, Андрейс Элксниньш, Янина Курсите-Пакуле, Илмарс Латковскис, Алексей Лосуков, Инара Мурниеце, Клавс Олштейнс, Ливия Плавинска, Владимир Рескайс, Ингуна Рибена, Карлис Сержанст, Эдвинс Смилтенс, Янис Урбановичс, Валдис Затлерс и Лелде Струмбре.
Некоторым из этих депутатов полагается авто из автопарка Сейма, чтобы политики могли выполнять свои служебные обязанности. Например, право на пользование автомобилем Сейма полагается членам Президиума Сейма, фракциям, руководителям фракций и комиссий. Теоретически такие автомобили нельзя использовать в личных целях, но публично доступная информация указывает на то, что депутаты пренебрегают этим правилом.
Следует также упомянуть, что в зависимости от задекларированного места жительства депутаты могут претендовать на компенсацию транспортных расходов. Минимальная и максимальная сумма компенсаций зависит от отдаленности задекларированного места жительства. Во второй год работы в Сейме самые большие компенсации получили следующие депутаты: Янис Дуклавс (ныне министр земледелия) – 4751,51 латов, Янис Упениекс – 4483,36 латов, Гунарс Билсенс – 4406,43 латов, Иван Рыбаков – 4328,19 латов и Илзе Лайзане – 3845,00 латов.
В собственности и пользовании Яниса Дуклавса имеется по одной легковой машине – Mercedes Benz 2008 года выпуска и Audi A4 2000 года), у Яниса Упениекса имеется Toyota Camry Solara 1999 года выпуска, у Гунтарса Билсенса – Toyota Avensis 1998 года выпуска, у Ивана Рыбакова — Mercedes Benz 2000 года. Инесе Лайзане владеет Volvo 940 1996 года выпуска. 20 депутатов Сейма во второй год работы не получали транспортные компенсации.
102.108.108.6692