Для Вентспилсского Свободного порта закон не писан. Часть II

Странное дело: латвийские СМИ заполнены рекламой, которые с лёгкой руки мэра Вентспилса Айвара Лембергса представляют этот город воплощением рая на земле, особенно для тех инвесторов, которые связаны с транзитным бизнесом, завязанным на Вентспилсский Свободный порт (ВСП). А почти год работы аудиторов Государственного контроля, выявивших в Управлении ВСП фантастические нарушения законов Латвийской Республики, остался практически незаметным. В первой части анализа результатов проверки информационное агентство BNN рассказало, как Управление ВСП, превратившееся в частную лавочку, игнорировало действующие нормативные акты, не выполняло программу развития Свободного порта, более чем странно управляло недвижимостью, по собственному усмотрению учитывало долгосрочные вложения, основные средства, доходы и расходы, само себя вознаграждало и проводило закупки как бог на душу положит. Сегодня – продолжение.

Эффективность работы порта

Управление ВСП не достигло главной цели Программы развития латвийских портов на 2008 – 2012 гг. – увеличения грузооборота. Использование мощностей терминалов составило 32% от максимальной мощности, указанной в программе, – 83 млн. тонн. Грузооборот с 2008 года снижается на 7-8% ежегодно. Доходы от основной деятельности в пересчете на одну тонну переваленного груза составляют 42% от аналогичных показателей Клайпедского порта и 61% от показателей Таллинского порта. На территории Вентспилсского Свободного порта находятся земли общей площадью 548 га (25% от всей площади портовых земель), которые не связаны с основной деятельностью и не используются в промышленных целях, тем самым ухудшая показатели эффективности использования портовых земель.

Госконтроль призывает

На основании полученной информации Госконтроль разработал ряд рекомендаций и направил их Кабинету министров и Вентспилсской думе.

Государственный контролёр Ингуна Судраба сообщила BNN:

— Мы привлекли внимание премьер-министра к наиболее важным выводам, внедрение которых позволит ВСП встроиться в иерархическую систему управления государством. Мы призвали главу правительства оценить необходимость нормативных актов, в соответствии с которыми Управлению ВСП следует распоряжаться территорией, и уточнить форму и содержание надзора за портом. Также мы призвали премьера разработать и утвердить Устав Управления ВСП, который содержал бы четкую процедуру назначения членов правления. Госконтроль просил премьера до 30 ноября предоставить план мероприятий по устранению обнаруженных нарушений. 29 ноября этот вопрос был включен в повестку заседания правительства. 2 декабря Госконтроль получил информации о решениях, принятых Кабинетом министров, они сейчас оценивает. Что касается Вентспилсской думы, то срок внедрения наших рекомендаций — 31 марта 2012 года. И, в соответствии с Законом о Госконтроле вентспилсскому самоуправлению и Управлению ВСП необходимо сообщить нам о результатах.

Улучшить и углубить

BNN обратился к главе Кабинета министров Валдису Домбровскису, под чьим надзором находится ВСП, чтобы уточнить, что именно намерено делать правительство. Отметим, что г-н премьер является председателем Совета латвийских портов, транзита и логистики. В уставе Совета говорится, что он, совет, является структурой, созданной Кабинетом министров. Одна из главных задач Совета — оценивать документы и нормативные акты, которые влияют на развитие портового, транзитного и логистического секторов. В целом у Совета довольно широкий круг полномочий. Он имеет право давать заключения о целесообразности отчуждения портовых земель и строений в пользу государства или под общественные нужды и решать, как расходовать средства из фонда развития портов.

Г-н Домбровскис сообщил BNN, что 29 ноября на заседании правительства министры заслушали доклад о рекомендациях Госконтроля по улучшению эффективности работы Управления ВСП. В том числе, об обеспечении публичного доступа к информации о сдаваемых в аренду участках, ведении должного учета земельных участков, разработке процедуры контроля за исполнением договоров об аренде земли, создании единой системы оплаты труда, требований к квалификации и оценке деятельности сотрудников Управления ВСП, а также об усовершенствовании процедуры закупок. «В ближайшие месяцы все эти инициативы улучшат эффективность и прозрачность деятельности Управления ВСП», — пообещал глава Кабмина.

«Надзор за портами – специфическая задача, и ею надо заниматься отдельно от управления другими активами государства. Однако правительство видит возможности для улучшения работы управления портами. Поэтому в правительственной декларации содержится пункт об упорядочении надзора и снижении влияния политических партий на деятельность управлений портами, чтобы они работали профессионально и независимо», — заявил Валдис Домбровскис.

Чтобы реализовать поставленные задачи, Кабинет министров обязал министерства сообщения, экономики, финансов, среды и регионального развития до 1 июня 2012 года подготовить оценку нынешней модели надзора за управлениями портами с учетом рекомендаций Госконтроля. И составить список предложений, как улучшить эффективность работы и укрепить независимость и профессионализм управления портами.

«Смешение понятий»

У управляющего ВСП Иманта Сармулиса результаты ревизии Госконтроля вызвали священный гнев. Он считает, что проверяющим не хватает понимания принципов работы управлений портами. «Госконтрль для анализа использовал показатели работы частных предприятий и при этом мало внимания уделил оценке деятельности самого Управления ВСП. В 7-й статье Закона о портах четко прописаны функции управлений свободными портами. Вместо того, чтобы проанализировать, насколько эффективно мы справляемся с обязанностями, Госконтроль оценивает работу Управления ВСП по объемам перевалки грузов, чем Управление не занимается и не должно заниматься. К тому же работа Управления ВСП сравнивается с Клайпедским и Таллинским портами, которые структурно и юридически отличаются от Вентспилса. Мы считаем, что оценка наших функций могла проводиться на основе сравнения административных расходов Управлений портами в Вентспилсе, Риге и Лиепае, однако этого не сделано», — говорит Сармулис.

И выражает недоумение по поводу того, что Госконтроль не оценивает качество исполнения Управлением своих функций. «Единственный способ, как Управление ВСП может способствовать увеличению грузооборота через порт, является создание хорошей инфраструктуры и установление конкурентоспособных портовых сборов, — полагает Сармулис. – Управлени ВСП создало одну из лучших инфраструктур в Балтии. В последние 11 лет в Вентспилсе открыто 5 новых терминалов, вскоре появится новый терминал для сухих грузов и два новых причала. Мы привлекли двух операторов паромных линий европейского уровня — Scandlines и Finnlines», — перечисляет заслуги управляющий портом.

И подытоживает: «Часто в обществе, так же как и в ревизии Госконтроля, смешиваются два разных понятия – «Вентспилсский Свободный порт» и «Управлением ВСП». Деятельность Управления нельзя оценивать по функциям, которые оно не выполняет. Объем переваливаемых грузов зависит от коммерсантов, работающих в порту. А задача Управления создать им наилучшие условия».

Игра без правил

Остается, однако, открытым вопрос: если в ВСП все так хорошо и дружественно для предпринимателей, как утверждает Сармулис, почему члены «Балтийской ассоциации транспорта и Логистики» (БАТЛ), работающие в Вентспилсском порту, обратились с открытым письмом к премьеру и ряду министров с просьбой сменить руководство порта?

«Откровенно нерациональные действия, секретные и недальновидные решения руководителей Свободного порта, а также затягивание процедуры принятия решений зачастую серьезно угрожают и продолжат угрожать иностранным инвестициям в Латвии, – сообщал BNN председатель правления БАТЛ Айварс Гобиньш. — Характерно, что все предложения, просьбы, заявления и даже миллионные инвестиционные проекты от «нелояльных» предприятий правление Свободного порта рассматривает за закрытыми дверями, без участия представителей инвесторов, в строгой секретности, что говорит о том, что у руководства порта есть причины скрывать мотивы своих странных и непонятных решений».

Даже если предположить, что истина где-то посередине, любой акционер частного предприятия, обнаружив хотя бы несколько из тех нарушений, что привел Госконтроль в отношении Управления ВСП, уволил бы управляющего с волчьим билетом. Но когда в качестве «акционера» выступает государство, общие правила игры, видимо, отменяются.

Справка BNN

Согласно Закону о портах, управление портом является структурой соответствующей городской думы и находится под надзором Кабинета министров. С августа 2010 года Управление ВСП получило статус самостоятельного юридического лица публичного права, чей устав утверждает Кабинет министров, однако законодатель не указал, в какие сроки это нужно сделать. В правление ВСП входят восемь членов – четверо от самоуправления, их назначает и увольняет Вентспилсская дума; и четверо от министерств экономики, финансов, сообщения и среды, их назначает и увольняет Кабинет министров.

Ref: 017.000.101.123

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости