bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Суббота 07.12.2019 | Именины: Dzirkstīte, Anta, Antonija
LatviaЛатвия

Для Вентспилсского Свободного порта закон не писан. Часть II

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(+1 баллов, 1 оценок)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Странное дело: латвийские СМИ заполнены рекламой, которые с лёгкой руки мэра Вентспилса Айвара Лембергса представляют этот город воплощением рая на земле, особенно для тех инвесторов, которые связаны с транзитным бизнесом, завязанным на Вентспилсский Свободный порт (ВСП). А почти год работы аудиторов Государственного контроля, выявивших в Управлении ВСП фантастические нарушения законов Латвийской Республики, остался практически незаметным. В первой части анализа результатов проверки информационное агентство BNN рассказало, как Управление ВСП, превратившееся в частную лавочку, игнорировало действующие нормативные акты, не выполняло программу развития Свободного порта, более чем странно управляло недвижимостью, по собственному усмотрению учитывало долгосрочные вложения, основные средства, доходы и расходы, само себя вознаграждало и проводило закупки как бог на душу положит. Сегодня – продолжение.

Эффективность работы порта

Управление ВСП не достигло главной цели Программы развития латвийских портов на 2008 – 2012 гг. – увеличения грузооборота. Использование мощностей терминалов составило 32% от максимальной мощности, указанной в программе, – 83 млн. тонн. Грузооборот с 2008 года снижается на 7-8% ежегодно. Доходы от основной деятельности в пересчете на одну тонну переваленного груза составляют 42% от аналогичных показателей Клайпедского порта и 61% от показателей Таллинского порта. На территории Вентспилсского Свободного порта находятся земли общей площадью 548 га (25% от всей площади портовых земель), которые не связаны с основной деятельностью и не используются в промышленных целях, тем самым ухудшая показатели эффективности использования портовых земель.

Госконтроль призывает

На основании полученной информации Госконтроль разработал ряд рекомендаций и направил их Кабинету министров и Вентспилсской думе.

Государственный контролёр Ингуна Судраба сообщила BNN:

— Мы привлекли внимание премьер-министра к наиболее важным выводам, внедрение которых позволит ВСП встроиться в иерархическую систему управления государством. Мы призвали главу правительства оценить необходимость нормативных актов, в соответствии с которыми Управлению ВСП следует распоряжаться территорией, и уточнить форму и содержание надзора за портом. Также мы призвали премьера разработать и утвердить Устав Управления ВСП, который содержал бы четкую процедуру назначения членов правления. Госконтроль просил премьера до 30 ноября предоставить план мероприятий по устранению обнаруженных нарушений. 29 ноября этот вопрос был включен в повестку заседания правительства. 2 декабря Госконтроль получил информации о решениях, принятых Кабинетом министров, они сейчас оценивает. Что касается Вентспилсской думы, то срок внедрения наших рекомендаций — 31 марта 2012 года. И, в соответствии с Законом о Госконтроле вентспилсскому самоуправлению и Управлению ВСП необходимо сообщить нам о результатах.

Улучшить и углубить

BNN обратился к главе Кабинета министров Валдису Домбровскису, под чьим надзором находится ВСП, чтобы уточнить, что именно намерено делать правительство. Отметим, что г-н премьер является председателем Совета латвийских портов, транзита и логистики. В уставе Совета говорится, что он, совет, является структурой, созданной Кабинетом министров. Одна из главных задач Совета — оценивать документы и нормативные акты, которые влияют на развитие портового, транзитного и логистического секторов. В целом у Совета довольно широкий круг полномочий. Он имеет право давать заключения о целесообразности отчуждения портовых земель и строений в пользу государства или под общественные нужды и решать, как расходовать средства из фонда развития портов.

Г-н Домбровскис сообщил BNN, что 29 ноября на заседании правительства министры заслушали доклад о рекомендациях Госконтроля по улучшению эффективности работы Управления ВСП. В том числе, об обеспечении публичного доступа к информации о сдаваемых в аренду участках, ведении должного учета земельных участков, разработке процедуры контроля за исполнением договоров об аренде земли, создании единой системы оплаты труда, требований к квалификации и оценке деятельности сотрудников Управления ВСП, а также об усовершенствовании процедуры закупок. «В ближайшие месяцы все эти инициативы улучшат эффективность и прозрачность деятельности Управления ВСП», — пообещал глава Кабмина.

«Надзор за портами – специфическая задача, и ею надо заниматься отдельно от управления другими активами государства. Однако правительство видит возможности для улучшения работы управления портами. Поэтому в правительственной декларации содержится пункт об упорядочении надзора и снижении влияния политических партий на деятельность управлений портами, чтобы они работали профессионально и независимо», — заявил Валдис Домбровскис.

Чтобы реализовать поставленные задачи, Кабинет министров обязал министерства сообщения, экономики, финансов, среды и регионального развития до 1 июня 2012 года подготовить оценку нынешней модели надзора за управлениями портами с учетом рекомендаций Госконтроля. И составить список предложений, как улучшить эффективность работы и укрепить независимость и профессионализм управления портами.

«Смешение понятий»

У управляющего ВСП Иманта Сармулиса результаты ревизии Госконтроля вызвали священный гнев. Он считает, что проверяющим не хватает понимания принципов работы управлений портами. «Госконтрль для анализа использовал показатели работы частных предприятий и при этом мало внимания уделил оценке деятельности самого Управления ВСП. В 7-й статье Закона о портах четко прописаны функции управлений свободными портами. Вместо того, чтобы проанализировать, насколько эффективно мы справляемся с обязанностями, Госконтроль оценивает работу Управления ВСП по объемам перевалки грузов, чем Управление не занимается и не должно заниматься. К тому же работа Управления ВСП сравнивается с Клайпедским и Таллинским портами, которые структурно и юридически отличаются от Вентспилса. Мы считаем, что оценка наших функций могла проводиться на основе сравнения административных расходов Управлений портами в Вентспилсе, Риге и Лиепае, однако этого не сделано», — говорит Сармулис.

И выражает недоумение по поводу того, что Госконтроль не оценивает качество исполнения Управлением своих функций. «Единственный способ, как Управление ВСП может способствовать увеличению грузооборота через порт, является создание хорошей инфраструктуры и установление конкурентоспособных портовых сборов, — полагает Сармулис. – Управлени ВСП создало одну из лучших инфраструктур в Балтии. В последние 11 лет в Вентспилсе открыто 5 новых терминалов, вскоре появится новый терминал для сухих грузов и два новых причала. Мы привлекли двух операторов паромных линий европейского уровня — Scandlines и Finnlines», — перечисляет заслуги управляющий портом.

И подытоживает: «Часто в обществе, так же как и в ревизии Госконтроля, смешиваются два разных понятия – «Вентспилсский Свободный порт» и «Управлением ВСП». Деятельность Управления нельзя оценивать по функциям, которые оно не выполняет. Объем переваливаемых грузов зависит от коммерсантов, работающих в порту. А задача Управления создать им наилучшие условия».

Игра без правил

Остается, однако, открытым вопрос: если в ВСП все так хорошо и дружественно для предпринимателей, как утверждает Сармулис, почему члены «Балтийской ассоциации транспорта и Логистики» (БАТЛ), работающие в Вентспилсском порту, обратились с открытым письмом к премьеру и ряду министров с просьбой сменить руководство порта?

«Откровенно нерациональные действия, секретные и недальновидные решения руководителей Свободного порта, а также затягивание процедуры принятия решений зачастую серьезно угрожают и продолжат угрожать иностранным инвестициям в Латвии, – сообщал BNN председатель правления БАТЛ Айварс Гобиньш. — Характерно, что все предложения, просьбы, заявления и даже миллионные инвестиционные проекты от «нелояльных» предприятий правление Свободного порта рассматривает за закрытыми дверями, без участия представителей инвесторов, в строгой секретности, что говорит о том, что у руководства порта есть причины скрывать мотивы своих странных и непонятных решений».

Даже если предположить, что истина где-то посередине, любой акционер частного предприятия, обнаружив хотя бы несколько из тех нарушений, что привел Госконтроль в отношении Управления ВСП, уволил бы управляющего с волчьим билетом. Но когда в качестве «акционера» выступает государство, общие правила игры, видимо, отменяются.

Справка BNN

Согласно Закону о портах, управление портом является структурой соответствующей городской думы и находится под надзором Кабинета министров. С августа 2010 года Управление ВСП получило статус самостоятельного юридического лица публичного права, чей устав утверждает Кабинет министров, однако законодатель не указал, в какие сроки это нужно сделать. В правление ВСП входят восемь членов – четверо от самоуправления, их назначает и увольняет Вентспилсская дума; и четверо от министерств экономики, финансов, сообщения и среды, их назначает и увольняет Кабинет министров.

Ref: 017.000.101.123


Добавить комментарий

Америкс еще не решил, будет ли участвовать в выборах в Рижскую думу

Депутат Европейского парламента, бывший вице-мэр Андрис Америкс еще не решил, будет ли он участвовать во внеочередных выборах в Рижскую думу.

Подорожает проезд в автобусах региональных маршрутов Латвии

С 15 января 2020 года стоимость билета на автобусы региональных маршрутов вырастет на 10 центов, а на поезда – на 10 или на 20 центов (в зависимости от региона).

Размер выданных банками кредитов за девять месяцев вырос на 2,6%

Размер выданных латвийским банками кредитов за девять месяцев этого года вырос на 2,6%, или на 350,386 млн евро, и на конец сентября составил в целом 13,917 млрд евро.

800 тысяч французов протестуют против пенсионной реформы

В городах Франции свыше 800 000 жителей страны вышли на митинги, а работники железнодорожной отрасли, учителя и медики устроили масштабную забастовку. Цель акции протеста — выступить против пенсионной реформы.

Между крупнейшими городами Латвии появиться скоростные автодороги

Стратегия развития сети латвийских государственных дорог предусматривает создание скоростных государственных автодорог между крупнейшими городами страны, сообщает Министерство транспорта Латвии.

Swedbank: жители Латвии стали копить больше

Наряду с экономическим ростом улучшился и финансовый резерв населения Латвии. Почти пятой части удалось создать накопление в размере трех зарплат и более, в свою очередь, у каждого десятого размер накопления составляет от одной до трех зарплат.

ГАСС призывает использовать капитал 2-го пенсионного уровня

С 2020 года участникам пенсионных планов при запрашивании у Государственного агентства социального страхования назначения пенсии по старости сразу нужно будет сделать выбор — присоединить накопленный в пенсионном фонде капитал к капиталу 1-го пенсионного уровня или приобрести полис страхования жизни.

В четверг цены на акции демонстрировали разные результаты

В минувший четверг, 5 декабря, цены на акции на мировых биржах менялись по-разному в том числе из-за подготовки законопроекта об импичменте президента США Дональда Трампа.

Сейм поддерживает отсрочку Закона об административной ответственности

Сейм поддержал в первом чтении поправку, которая переносит дату вступления в силу Закона об административной ответственности с 1 января на 1 июля 2020 года, сообщили в пресс-службе Сейма.

Гиргенс: для борьбы с контрабандой нужно больше современных технологий

Для эффективной борьбы с контрабандой в Латвии министр внутренних дел Сандис Гиргенс хотел бы применить современные технологии, которые работали бы параллельно с сотрудниками таможни. Такую идею министр высказал в интервью программе Rīta Panorāma на телеканале Latvijas Televīzija.

Сейм одобрил в первом чтении создание суда по экономическим делам

Вчера Сейм поддержал в первом чтении поправки в закон «О судебной власти», которые предусматривают создание суда по экономическим делам как специального районного суда первой инстанции.

Меркель впервые посетила бывший лагерь смерти в Освенциме

Канцлер Германии Ангела Меркель в пятницу впервые за 14 лет в должности канцлера посетит бывший концентрационный лагерь Освенцим в Польше.

Эстонский премьер: маловероятно, что Rail Baltica завершится в срок

Маловероятно, что проект строительства железной дороги Rail Baltica будет закончен в срок – к 2026 году, признался премьер-министр Эстонии Юри Ратас.

Прогнозируют осадки и порывистый ветер

В конце недели и в начале следующей рабочей недели погоду в Латвии будут определять циклоны, поэтому небо будет преимущественно облачным, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Маршрут на уикенд: музыкальный вечер в салоне виллы, адвентская прогулка и спектакль

С пятницы по воскресенье вас ждут спектакль, концерты, танцы и прогулка по Иецаве.

Ушаков намерен участвовать во внеочередных выборах в Рижскую думу

Депутат Европейского парламента, бывший многолетний мэр Риги Нил Ушаков готов стартовать на внеочередных выборах в Рижскую думу, если они будут назначены, подтвердил председатель правления партии «Согласие» Янис Урбановичс.

Сейм Литвы отчаянно ищет дополнительные средства для бюджета

Пока принятие литовского бюджета на 2020 год буксует, две важные группы – учителя и медики – добились обещанной прибавки к зарплате, однако это сократило расходы на другие цели. Где взять деньги, чтобы «залатать все дыры» и удовлетворить все требования?

Чиновники СГД должны будут обладать безупречной репутацией

Впредь к чиновниками Службы государственных доходов будет выдвигаться требование о безупречной репутации. Это предусматривают принятые Сеймом в четверг, 5 декабря, поправки к закону «О Службе государственных доходов».

В Эстонии чиновник полиции подозревается в присвоении 250 тыс. евро

Служба полиции безопасности Эстонии задержала руководителя отдела внутреннего контроля Лыунаской префектуры Департамента полиции и погранохраны по подозрению в подделке документов и присвоении более 250 000 евро.

Из-за долгов Бразилию могут лишить права голоса в ООН

Если Бразилия не вернет долг Организации Объединенных Наций есть вероятность, что на Генеральной ассамблее ООН государство может лишиться права голоса.


Do NOT follow this link or you will be banned from the site!