Для Вентспилсского Свободного порта закон не писан. Часть VI

Завершаем публикацию интервью с независимым депутатом Вентспилсской городской думы Владиславом Шафранским. В его начале речь шла о том, как мэр города Айвар Лембергс выстроил систему, не допускающую реального влияния государства на деятельность правления Вентспилсского Свободного порта (ВСП).

Главное начать, а разберемся потом

Госконтроль, осуществив аудит в ВСП, в отчете указал, что по грузообороту Вентспилсский порт значительно уступает портам в Клайпеде и Таллине. Какие грузы ушли из Вентспилса, почему и что можно было сделать, чтоб их не упускать или привлечь новые?

— Ушла половина калийной соли, которую переваливали белорусы. Это около 2 млн. тонн. Причина проста, как апельсин: Лембергс потерял рычаги управления терминалом «Kālija parks» и действовал, как Карандышев в пьесе Островского «Бесприданница» — «так не доставайся же ты никому!». Уже не является секретом, кто и с чьей подачи так взвинтил тарифы на перевозку белорусского калия по Латвийской железной дороге, что груз быстро перехватили шустрые литовцы. А после этого Лембергс, как истинный «патриот» Вентспилса, едва ли не первым в этой стране публично заговорил о том, что срочно нужно заиметь в Риге конкурента «Kālija parks».

Дело сделано, и в нынешних условиях пора говорить о том, какие грузы не пришли. Не пришли мороженые продукты, для которых построили терминал. Не пришли многие другие грузы, которые пополнили казну соседних портов — это наглядно видно в динамике роста грузооборота Риги, Клайпеды, Таллинна, на фоне постоянного снижения в Вентспилсе. Очевиден однозначный вывод: Управлением ВСП инвестиционные ресурсы используются нецелесообразно, поскольку размер инвестиций и грузооборот изменяются в обратной пропорции.

Между тем в порту начаты два больших проекта на общую сумму 49 млн. латов. Вы знаете, что это за проекты?

— Оппозиционным депутатам это не сообщается. Также неизвестно, кто те счастливые будущие пользователи новых объектов. Также неизвестно, какие новые грузопотоки или производства планируется привлечь в результате этих сумасшедших инвестиций. Остается только внимательно проконтролировать, какие структуры будут участвовать в распиле 49 миллионов.

Полагаю, расчет мэра простой: через доступные ему рычаги влияния ПО ФАКТУ согласовать (продавить) в Совете латвийских портов и министерствах задуманные инвестиции в ненужные проекты (а как они могут быть нужными, если действующая инфраструктура порта используется наполовину?), возложить на государственные и муниципальные структуры обязательства по софинансированию, и пока обедневшее государство получит в своем бюджете еще одну дыру, спокойно попилить еврофонды между своими и сдать в эксплуатацию с коммерческой точки зрения абсолютно не нужные стране объекты «дружественным и подконтрольным» коммерсантам.

«Гибкий» подход

Госконтроль отмечал, что 25 юридическим и физическим лицам земля в порту сдана только за налог на недвижимость, без арендной платы. Вам известны названия этих компаний и имена физических лиц? 

— Нет. Отправлю депутатский запрос, о результатах сообщу. Но принцип понятен: одарить приближенного коммерсанта земельным наделом в безвозмездное пользование – вот поистине королевский жест настоящего правителя.

Еще один вопрос про арендаторов. Почему Управление ВСП в двух абсолютно идентичных случаях в отношении двух коммерсантов приняло два совершенно противоположных решения?

— В случае Ventspils Tirdzniecības osta (VTO) землю в субаренду хотел взять Ventspils Vegoil Terminal для строительства терминала по перевалке растительных масел и мелассы. Отказ был получен, потому что, во-первых, я тогда был руководителем Vegoil, а Шафранский для Лембергса по политическим и прочим мотивам — что твоя мулета для быка. Во вторых, потому что Лембергс является опосредованным совладельцем VTO. На решение Правления VTO повлиять он не мог, но зато мог повлиять на то, чтобы инвестиционную инициативу отклонили, придумав для этого абсурдную откорячку о том, что якобы данная сделка может уменьшить стоимость активов VTO. Решение абсолютно незаконно, учитывая то, что на субаренду были согласны и VTO, и Vegoil.

В аналогичном случае с литовской компанией «Noord Natie Ventspils Terminals» в субаренду литовцам была передана часть территории для строительства склада для перевалки рефрижераторных грузов (мяса). Проект Girteka усиленно лоббировало Управление порта. Объект сдан около полутора лет назад, и с тех пор не слышно, чтобы он как-то работал.

Известно ли вам сколько все-таки составляет размер арендной платы за землю в порту?

— Нет, но есть стопроцентная уверенность, что все платят по-разному. В нашем порту руководители талантливые, управление гибкое, к каждому клиенту подход индивидуальный. Полагаю, действует и определенная система скидок по клановому (или кастовому) принципу. Критерий в данном случае один – близость к Лембергсу, в противном случае это не было бы тайной.

Аттракционы Лембергса

А в чем заключается истинная подоплека бухгалтерских фокусов с учетом доходов от основной деятельности как других доходов? Что таким образом хочет спрятать Управление ВСП?

— Насколько я знаю, «Другие доходы» не учитываются в нетто-обороте, то есть при действующем в порту подходе нетто-оборот сознательно или несознательно занижается в разы. В каких целях — вопрос к аудиторам-специалистам.

Зачем территориально в ВСП включены 548 га земли, которые не связаны с основной деятельностью порта и также не используются для развития промышленной деятельности?

— Ответ простой – на всякий случай. Главное хапнуть под свой контроль, чтобы другим не досталось. В результате показатель эффективности использования земли в ВСП – на 59% и 67% ниже аналогичных показателей Клайпеды и Таллина соответственно. Зато надежно, все в одних руках.

Управление ВСП без организации конкурса заключило договоры на рекламные услуги на общую сумму 377 тыс. латов. Вы не в курсе, что именно порт рекламирует?

—  Руководство ВСП постоянно заявляет, что не осуществляет коммерческой деятельности и не занимается привлечением грузопотоков. Оно, мол, только создает хорошие условия для коммерсантов. Поэтому вопрос, что же они рекламируют — хороший. Насколько я понял, Управление ВСП проспонсировало баскетбольный и футбольный клубы на сумму в 377 тыс. латов. Фактически, получается, что за спонсорство спортивных клубов заплатили портовые компании. Зачем ВСП спонсировать частный футбольный клуб, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, и баскетбольный клуб, я не знаю, поскольку смысла в этом не вижу ни как депутат, ни как коммерсант, ни как вентспилсчанин. Думаю, в действительности деньги просто выкачиваются в «свои» структуры, где используются для политической пиар-кампании обвиняемого государством в тяжких преступлениях «председателя правления» ВСП А.Лембергса.

х х х

BNN продолжит отслеживать ситуацию в ВСП и информировать об этом своих читателей.

Ref: 017.000.101.521

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости