Экономический дневник. Госбюджет с «изюминкой» - BNN-NEWS.RU

На этой неделе правительство утвердило проект госбюджета на 2014 год. Впервые в латвийской истории баланс рассчитан евро и впервые с 2008 года резко выросли расходы госказны.

Дефицит бюджета установлен на уровне 0,9% от внутреннего валового продукта. Планируемые расходы консолидированного госбюджета (включает в себя основной и специальный бюджеты, но не учитывает самоуправления) в 2014 году составят 7,14 млрд евро (или, по-старому, 5,01 млрд латов), что примерно на 3% больше, чем ожидается по итогам этого года. В последний раз планку в 7 млрд евро издержки превышали только в бюджете-2008, который готовился еще в «тучном» 2007 году.

Компенсировать возросшие аппетиты госсектора будут за счет повышения доходных статей бюджета. Планируется, что в следующем году поступления в казну достигнут 7 млрд евро, что почти на 5% больше, чем прогнозируется в этом году. Положительное фискальное влияние на сумму свыше 70 млн евро окажет ряд точечных налоговых изменений (повышение акциза на автогаз и налога на азартные игры, введение налога на природные ресурсы для печатных рекламных материалов и сбора за использование главных трасс грузовым автотранспортом). Самое значительное из них — ведение налога на энергетические субсидии — принесет 41,3 млн евро.

Как утверждают в Минфине, главная изюминка бюджета-2014 заключается в мерах по сокращению расслоения в доходах населения. Речь идет о повышении необлагаемого минимума с 64 до 75 евро в месяц и льготы на иждивенцев — со 114 до 165 евро, а также минимальной зарплаты — с 285 до 320 евро. Как уже сообщал BNN, утвержденное еще в 2012 году снижение подоходного налога с населения с 24% до 22% в итоге было решено заменить уменьшением с 35,09% до 34,09% взносов социального страхования.

Катастрофа для малого бизнеса

В целом различных налоговых инициатив на уходящей неделе было достаточно много. Одна из них – постепенное повышение ставки налога для микропредприятий. Принципиальная договоренность о необходимости такой меры была достигнута в Бюджетно-финансовой комиссии парламента. Согласно задумке, налог следует увеличивать на 2 процентных пункта каждый год, начиная с 2015-го, пока ставка не достигнет 15%.

Действующая сейчас девятипроцентная ставка включает в себя одновременно подоходный налог с населения, обязательные взносы социального страхования, подоходный налог с предприятий и пошлину за предпринимательский риск. Платить ее могут фирмы, годовой оборот которых не превышает 70 тыс. латов, а число работников — пяти человек.

Льготный сбор необходимо поднять, поскольку его нынешний размер не обеспечивает работникам микропредприятий достаточный объем социальных гарантий, а также искажает конкуренцию, считают парламентарии.

«Это катастрофа для малого бизнеса», — заявил председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш. Именно он три года назад еще будучи лишь юристом бизнес-организации, оказался одним из инициаторов введения льготного режима. По его словам, введение микроналога позволило легализовать потоки в десятки миллионов латов. Увеличение ставки загонит значительную часть предприятий обратно в «тень».

Согласно данным Службы госдоходов, в настоящий момент в Латвии насчитывается 31,33 тыс. плательщиков микроналога.

Чтобы предложение комиссии обрело силу закона, его должен утвердить полный состав парламента. Дата пока не назначена.

Босс не может работать без зарплаты

Суть другой налоговой инициативы заключается в том, чтобы обязать руководителей мелких фирм делать взносы социального страхования независимо от того, получают ли они зарплату. И сделать это планируется уже с 1 января 2014 года.

По нынешнему законодательству председатель или член правления имеет право трудиться на благо компании без оклада — и, соответственно, без взносов социального страхования. Эту практику планируется прикрыть: если у фирмы в предыдущий год не было работников, но оборот составлял от 7 тыс. евро (4,9 тыс. латов), соцналог за ее топ-менеджеров все равно перечислять придется — столько же, как если бы им начисляли минимальную зарплату.

Как утверждает продвигавшее норму Министерство благосостояния, бизнес без сотрудников и с «бесплатными» боссами существует в основном ради налоговой оптимизации или для финансирования нелегальной занятости. На деле же, как отмечают предприниматели, к описанной практике часто прибегают начинающие коммерсанты (особенно на селе): они не хотят прятаться в тени, но не имеют пока возможности поставить хозяйственную деятельность на поток. Скажем, если бизнесмен — он же единственный руководитель и работник фирмы — получает несколько случайных заказов в год, он, скорее всего, не будет назначать себе оклад, а начислит дивиденды с прибыли. С первого же января 2014-го ему придется за год отдавать государству около 900 латов (1,2 тыс. евро) независимо от того, есть ли эта прибыль вообще.

Латвийская ассоциация малых и средних предприятий поспешила заявить, что организация готовится опротестовать это решение правительства в Конституционном суде, если его одобрит еще и Сейм. Целевую аудиторию возмутило не только содержание нормы, но и печально привычная для Латвии стремительность изменений в налоговом законодательстве.

Коммерсанты не любят сюрпризов

Впрочем, Министерство экономики трудится над поправками к нормативной базе, предполагающими, что ставки налогов могут меняться не чаще, чем раз в год.

Изменения также определяют, что в том случае, если совершаются значительные изменения в нормативной базе, затрагивающие объем указываемой в декларациях информации, такие нововведения будут вступать в силу лишь через шесть месяцев после их утверждения. Это позволит своевременно подготовиться к грядущим изменениям как плательщикам, так и Службе госдоходов (СГД).

Законодательная база в Латвии меняется крайне часто. Например закон «О налогах и пошлинах» — по нескольку раз в год. Потому, если сравнивать с текущей ситуацией, предложение Министерства финансов можно расценивать как положительный шаг. Представители бизнес-организаций в идеале выступают за то, чтобы размер налогов менялся максимум раз в два-три года. Но даже предлагаемое решение, если оно, конечно, будет утверждено, облегчит планирование и предпринимателям в целом, и инвесторам в частности.

Однако Союз самоуправлений Латвии протестует против продвигаемой нормы. Муниципалитеты считают, что объем налогов является важным фактором планирования доходов и расходов, а период в один год слишком короток для этого процесса. Организация указывает, что этот срок можно продлить до двух лет.

017.000.108.7777

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film