На этой неделе правительство приступило к рассмотрению вопросов, касающихся формирования бюджета будущего года. Главный из них – как увеличить поступления в госказну. И практически сразу стало понятно, что министры ничего принципиально нового в этом отношении предложить не могут.
Премьер-министр Марис Кучинскис после заседания правительства, состоявшегося во вторник, огорошил новостью, что при подготовке бюджета на 2017 год правительству придется рассмотреть отмену ряда льгот. Он привел данные Министерства финансов, согласно которым государство предоставляет различные льготы на сумму 2 млрд евро.
В том числе это касается политики выплат пособий по болезни и по безработице. В настоящее время отменены потолки пособий и, например, пособие по безработице выплачивается в течение девяти месяцев независимо от трудового стажа безработного. Если не изменить политику, расходы продолжат стремительно расти и в течение последующих двух лет увеличатся на 170 млн евро, сказала на заседании Бюджетно-финансовой комиссии Сейма директор департамента анализа народного хозяйства Министерства финансов Инта Васараудзе.
Также появилась идея отменить сниженную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) для безрецептурных лекарств, которую тут же раскритиковали и медицинские специалисты и чиновники Министерства здроавоохранения. Против выступил даже заместитель госсекретаря Министерства финансов по налоговым вопросам Илмар Шнюцинс. Он считает, что отмена сниженного НДС ухудшит и без того не самую лучшую ситуацию с доступностью лекарств в Латвии, поскольку цены безрецептурных медикаментов повысятся. В результате идея о пополнении бюджета здравоохранения полученными таким путем 6 млн евро окажется абсурдной, подчеркнул эксперт.
И пока общество увлеченно «обгладывало косточку», которую ему бросили в виде НДС на безрецептурные лекарства, Кабинет министров одобрил предложения Министерства финансов по увеличению бюджетных доходов на 50,3 млн евро.
В число утвержденных предложений, которые главным образом касались сокращения доли теневой экономики, вошло намерение уменьшить возможности хранить и продавать горючее, ввезенное в Латвию с использованием льгот.
Для ограничения участия недобросовестных коммерсантов в бизнес-схемах охранных услуг предусматривается установить, что привлекать подрядчиков к охране разрешается только ограниченно.
Одобрено предложение улучшить условия регистрации транспортных средств, чтобы предотвратить случаи мошенничества с НДС.
Поддержано также предложение ограничить сделки с наличными, установив запрет для физических на лиц заключать сделки с наличными, если их сумма превышает 20 минимальных месячных зарплат, независимо от того, производится ли сделка путем одной или нескольких операций. Одобрены были и другие меры.
В ходе дискуссий по бюджету была озвучена идея повышения минимальной зарплаты на 10 евро, на которую с критикой обрушились представители предпринимательских организаций.
Генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Меньгелсоне сказала, что в нынешней ситуации более разумно было бы повышение не минимальной зарплаты, а необлагаемого подоходным налогом с населения минимума.
Член правления Латвийской торгово-промышленной палаты Катрина Зариня ранее считает, что минимальную зарплату в Латвии можно поднимать лишь при условии, что экономика растет. Однако, по ее мнению, сейчас ничто не свидетельствует о том, что в Латвии происходит экономическое развитие. В качестве аргумента она привела прогнозы роста ВВП, обновленные Минфинов при подготовке бюджета 2017 года, согласно которым рост латвийской экономики в этом году составит 2,5%, а в 2017 году — 3,5%.
Судя по опыту предыдущих лет, баталии по бюджету ожидаются горячие. Но радует одно: в отличие от предыдущих лет работа над госбюджетом начата заблаговременно, а не в последний момент, и до ноября теоретически реально найти оптимальное для всех сторон решение.
А осадочек остался
Накалилась ситуация и с назначением на должность генерального директора Службы госдоходов Инги Колеговой. Министр финансов Дана Рейзниеце-Озола на этой неделе официально выдвинула нынешнего руководителя Государственной службы окружающей среды на этот пост, однако тут же появилась информация, что Инге Колеговой принадлежат доли предприятия Pallogs, которое, возможно, выплачивало зарплаты в конвертах.
По данным Firmas.lv, Колеговой принадлежат 50% долей Pallogs (второй частью владеет Элмар Швиркстс), и в виде дивидендов в прошлом году она получила 320 тыс. евро, которые подарила своему брату. Также Колегова в прошлом году выдала ссуды на сумму 220 914 евро.
Средствам массовой информации Колегова ранее заявила, что является лишь формальной совладелицей Pallogs, а выгодополучателем является ее брат. Дарения также переданы семье брата. Однако, как отмечают СМИ, в годовых отчетах компании не содержится указания на то, что совладелица предприятия выдала ему в виде ссуд крупные суммы, что вызывает подозрения в том, что эти средства использованы для выплаты зарплат в конвертах.
И хотя премьер-министр поспешил заверить, что эти подозрения не оправдались, осадочек, как говорится, остался.
Предшественница Колеговой на посту гендиректора СГД Инара Петерсоне публично заявила, что разговоры о декларации Инги Колеговой не помогут улучшить репутацию СГД. И что на месте Колеговой перед тем, как согласиться претендовать на высокий пост она бы сначала привела в порядок все дела, связанные с неточностями в декларации должностного лица.
И в результате Петерсоне осталась «крайней». Депутат Сейма Ринголд Балодис предложил пригласить ее на заседании парламентской комиссии по антикоррупционным расследованиям, чтобы предметно поговорить с бывшим генеральным директором налоговой службы Инарой Петерсоне. Поскольку, по его словам, очевидна разница между тем, что она говорила, будучи должностным лицом, и тем, что она говорит, уйдя с поста главы СГД. Например, Петерсоне признала, что реорганизация в учреждении не увенчалась успехом и результаты реформы сомнительны, кроме того, бывший руководитель СГД рассказала «интересные вещи» о конкурсе на должность гендиректора налоговой службы и его результатах. Поэтому политик предлагает на заседание парламентской комиссии по расследованиям, которое состоится 9 августа, пригласить Петерсоне, «а не опрашивать работников СГД среднего звена по общим вопросам» .
Балодис подчеркнул, что одной из фундаментальных целей комиссии является подготовка качественного окончательного доклада, и в этом документе должна быть ясность о реформе, проводимой в СГД.
Налог солидарности превратился в налог раздора
Также на этой неделе в рамках подготовки бюджета на 2017 год правительство предложило пересмотреть налог солидарности, интегрировав его в другие налоги. По этому вопросу будет подготовлено отдельное предложение.
Между тем социальные партнеры правительства настаивают на отмене налога солидарности, но конкретная договоренность с политиками пока не достигнута, сообщила руководитель Латвийской конфедерации работодателей Лига Меньгелсоне.
Как уже сообщал BNN, несколько предпринимателей и частных лиц обжаловали в Конституционном суде налог солидарности, введенный с этого года, и в конце июля суд принял решение возбудить дело по их заявлению.
Иск мотивирован тем, что налог солидарности противоречит ранее подготовленным стратегиям, закрепленным в правительственной декларации и нормативных документах, которые законодатель игнорировал, заявил ранее руководитель Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш.
Он напомнил, что Латвии не хватает получателей больших зарплат, которые более платежеспособны и повышают благосостояние страны в целом.
Уже теперь известно, что количество людей, платящих налог солидарности, уменьшилось на 30%, поэтому поступления от него будут не такими, как прогнозировалось, при этом Латвия потеряет высококвалифицированных специалистов, которые предпочтут легально работать в других странах.
Налог солидарности применяется к части зарплаты, превышающей лимит уплаты социальных взносов. В 2015 году этот лимит составлял 4000 евро в месяц.