На этой неделе впервые с декабря 2013-го в нашей стране официально зафиксирована дефляция. Согласно статистическим данным, потребительские цены не росли, а снижались. Этому не помешало даже открытие с 1 января 2015 года рынка электроэнергии для домохозяйств, повлекшее за собой подорожание света на 27,6%, поскольку 50% этого подъема «съело» дешевое горючее.
Экономисты полагают, что дефляция сохранится по крайней мере в первой половине текущего года, учитывая совокупность внешних факторов — низкие цены на нефть и другие энергоносители, взаимные санкции России и ЕС и вялые темпы развития в еврозоне.
Традиционно эксперты называют дефляцию более опасным явлением, чем инфляция, так как снижение стоимости товаров и услуг не приводит к их более активному потреблению: домохозяйства вместо того, чтобы больше тратить, напротив, снижают расходы из опасений, что ситуация в экономике будет ухудшаться. Бизнес также становится более осторожным, и в итоге формируется так называемая дефляционная спираль, когда падает все — и цены, и потребление, и инвестиции — до тех пор, пока уже и экономика не впадает в «кому».
Например, в Японии такое коматозное состояние длилось целое десятилетие, которое уже назвали потеряннным. О риске развития японского сценария и в еврозоне экономисты предупреждали несколько последних лет, и вот их прогнозы начали сбываться.
По итогам января 2015 года потребительские цены в странах валютного блока снизились на 0,6%. Впервые же это явление в еврозоне было зафиксировано еще в декабре прошлого года, когда стоимость товаров и услуг уменьшилась на 0,2%. Как отмечает Bloomberg, текущий уровень дефляции является самым большим с момента создания евро в 1999 году.
До Латвии тенденция добралась в нынешнем январе: цены в годовом выражении снизились на 0,4% (в соседних странах, кстати, ситуация не лучше — в Литве показатель уменьшился на 0,3%, а в Эстонии на все 1,3%).
Местные экономисты дают разные прогнозы.
Дайнис Гашпуйтис из SEB считает, что дефляция продлится только первые полгода. К осени стоимость нефти с текущих 50 долларов за баррель поднимется до 70 долларов, тогда «поднимет голову» и инфляция.
Экономист DNB Banka Петерис Страутиньш не столь оптимистичен, полагая, что в этом году в Латвии изменение ценового уровня будет близким к нулю, причем неизвестно, в положительную либо в отрицательную сторону. «В разных частях потребительской корзины «температура» будет разниться. Энергия и большинство импортных товаров, а также местные продукты питания будут дешеветь, а услуги – дорожать, хотя и не столь стремительно, как раньше. Затормозится и рост зарплат», — прогнозирует он.
На этой неделе продолжились дебаты по программе покупки недвижимости в обмен на предоставление вида на жительство (ВНЖ). Некоторые депутаты Сейма подали предложения к Иммиграционному закону, которые предусматривают снижение стоимости «входного билета».
Так, депутат Инесис Бокис («Единство») предлагает выдавать ВНЖ людям, которым принадлежат от одного до трех объектов в Риге или Юрмале общей стоимостью не менее 180 тыс. евро. Также депутат считает, что в некоторых регионах для получения документа иностранным гражданам могут принадлежать до трех объектов недвижимости общей стоимостью не менее 90 тыс. евро. Такая норма могла бы применяться в относительно небольших населенных пунктах (вроде Айзкраукле, Огре, Лиелварде, Саулкрасты, Сигулды и ряда других). В остальных регионах для получения ВНЖ иностранцу нужно приобрести до трех объектов недвижимости на сумму по крайней мере 50 тыс. евро, предлагает Бокис.
Депутат Вилнис Кирсис («Единство») предлагает выдавать ВНЖ иностранцам, которые приобрели недвижимость за пределами Риги на общую сумму не менее 125 тыс. евро, а в Рижском регионе планирования — на сумму не менее 250 тыс. евро.
Парламентарии могли подавать предложения по поправкам к Иммиграционному закону до 10 февраля.
Интересно, что премьер-министр Лаймдота Страуюма, также представляющая партию «Единство» не видит возможности снизить порог инвестиций в недвижимость. По ее мнению, дискутировать следует о возможности предоставлении ВНЖ в обмен на инвестиции в производство, а не недвижимость.
Такого же взгляда придерживается и экономист Банка Латвии Освальд Блузма. Он считает, что с макроэкономической точки зрения в программе ВНЖ важнее сменить акценты, переоринтировав инвестии на производственную сферу. «Поддержка рынка жилья и строительства путем смягчения условий программы — всего лишь кратковременное решение проблем, которое не станет фактором, обеспечивающим долгосрочное развитие народного хозяйства Латвии», — отметил он в своем комментарии.
В свою очередь председатель правления компании 20mg YIT Celtniecība Андрис Боже заявил, что принятые в сентябре прошлого года поправки нанесли серьезный удар по отрасли: развитие в сегменте жилых домов, фактически, остановлено и подвержено риску стагнации в случае, если не будет изненен нынешний порядок.
Как уже сообщал BNN, 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки к Иммиграционному закону, повышающие минимальную стоимость недвижимости, за покупку которой иностранец может запросить ВНЖ в Латвии, со 150 тыс. евро до 250 тыс. евро.
Страсти по НДС
Правительство на этой неделе отклонило предложение о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на продукты питания, заслушав доклад Министерства финансов о фискальном влиянии такого шага на госбюджет. В частности, в документе утверждается, что при снижении ставки налога с 21% до 12% в этом году бюджет недополучит 194,8 млн. евро.
Только от снижения НДС на молочные, мясные продукты, сыр, яйца, овощи, хлеб и хлебобулочные изделия государство недополучит 142,5 млн. евро. Необходимо иметь ясное представление, каким именно образом будет компенсирована эта сумма, указало в своем докладе финансовое ведомство.
Представитель Латвийской конфедерации работодателей Инесе Олафсоне на заседании правительства сказала, что в настоящий момент финансовая ситуация в государстве не позволяет снижать НДС, но к этому вопросу следует вернуться, как только появится возможность.
В свою очередь руководитель Латвийской федерации продовольственных предприятий Инара Шуре назвала доклад Минфина субъективным. По ее словам, есть и другие исследования, в которых говорится, что при снижении НДС на продукты питания доля теневой экономики может уменьшится на 8%.
За снижение НДС на еду выступают оппозиционные партии и крестьяне.
«Эта мера не окажет желаемого влияния на цены, — заявила в интервью передаче ЛТВ «Утренняя панорама» премьер-министр Лаймдота Страуюма. — Когда я еще была министром земледелия, проводилось исследование, подтверждающее, что цены на продукты питания выравниваются первые несколько месяцев. Я не вижу эффекта, которого ожидают фермеры».