На этой неделе Латвия проводила в последний путь банк Parex, который за 20 лет существования успел побывать как историей грандиозного успеха местного капитала, так и историей грандиозного краха, но уже целой страны. Впрочем, жизнь продолжается: на руинах Parex стартовал другой проект, а в масштабах страны появилось несколько новых проектов.
Прощай, Parex!
Parex banka на этой неделе официально прекратил свое существование, что ставит точку в 20-летней истории мощнейшего в прошлом кредитного учреждения Латвии. Оно будет зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью, занимающееся управлением возврата активов и получит название Reverta.
С момента разделения на хорошую (новообразованный Citadele banka) и плохую части (Parex banka) последняя, по сути, работала как управляющий фондом некачественных активов. Формально оставаясь банком, Parex должен был выполнять все соответствующие нормативы. Подсчеты показали, что отказ от лицензии позволит компании сэкономить в год полмиллиона латов, а общий выигрыш от изменения ее статуса превысит 160 млн. латов.
В свою очередь, цель ребрендинга в том, чтобы избавиться от названия, которое в сознании общества тесно связано с не только с крахом банка, но и с началом тяжелого кризиса в стране. Спасение банка прямо и косвенно обошлось Латвии в 1,2 млрд. латов. Часть этой суммы находится в Citadele banka. Объем же средств, вложенных государством в Parex banka, на данный момент составляет 629 млн. латов. С 2008 года Parex banka вернул 567,6 млн. латов.
Проект №1: переход на евро
Но история с Parex banka – это уже прошлое, а стране надо думать о будущем, желательно светлом и прекрасном. Этот образ у политиков сейчас ассоциируется с переходом Латвии 1 января 2014 года на единую европейскую валюту. На уходяшей неделе стало известно, что для этого чиновникам придется исправить около 1 000 законов и подзаконных актов. Причем, по плану Министерства финансов, сделать это следует до 1 января 2014-го. Корректировать придется 115 законов, 787 правил Кабинета министров, 7 распоряжений Кабинета министров, 70 правил Комиссии по рынку финансов и капитала и 32 правила Банка Латвии. И это только на государственном уровне, а есть еще 119 самоуправлений, чьи нормативные акты тоже требуют изменений в связи с введением евро.
Прямые расходы государства на присоединение к еврозоне могут составить 10,5 млн. латов. Из них 4,9 млн. планируется потратить на перевод на евро задействованных в госуправлении информационных систем.
Проект №2: привлечение инвестиций
А чтобы будущее страны стало еще более прекрасным, ей нужны инвестиции, и за них надо бороться. Об этом напомнили эксперты на состоявшейся дискуссии, организованной Центром развития предпринимательства при Swedbank. Главная мысль была предельно понятной: времена, когда Латвия могла сидеть сложа руки и принимать предложения иностранного капитала, прошли. Сейчас в регионе нашу страну затмили более сильные и привлекательные экономики Польши, Венгрии, России, Чехии. В сегодняшних условиях нехватки денежных ресурсов Латвии важно перейти от хаотичной коммуникации с инвесторами к целенаправленным, конкретным действиям по их привлечению. Для этого, как считает председатель Комиссии по народному хозяйству, аграрной и региональной политике Сейма Вячеслав Домбровский, Латвии необходимо ясно позиционировать себя среди Балтийских стран. По мнению эксперта, хороший способ для осуществления этого — превратить Латвию в государство с самыми низкими налогами на рабочую силу в Балтии.
Проект №3: улучшение бизнес-среды
В ногу со временем пытается идти и правительство Латвии. Минэкономики разработало 30 шагов в рамках плана по улучшению предпринимательской среды. Ключевые меры будут направлены на упрощение процедуры начала бизнеса, сокращение срока получения строительных разрешений и облегчение порядка уплаты налогов. Предложения подготовлены исходя из критериев глобального рейтинга благоприятности предпринимательской среды Doing Business 2012, который составляют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация.
В последнем исследовании Латвия заняла высокое 21-е место, сделав за год скачок на десять позиций. Эстония и Литва расположились соответственно на 24 и 27-м местах. Тем не менее по многим показателям наша страна по-прежнему уступает не только соседям, но и многим другим странам Европы. Так, по легкости процедуры начала бизнеса Латвия заняла в этом году 51-е место в мире. Хуже всего в Латвии обстоит дело с выдачей разрешений на строительство: по этому показателю страна занимает лишь 112-е место. Министр экономики Даниэлс Павлютс полагает, что для более успешного привлечения инвестиций, Латвии необходимо попасть в первую двадцатку.
Проект №4: создание электромобиля «Made in Latvia»
C интересной инициативой на этой неделе вышел и частный бизнес. Марис Сауканс, председатель совета строительной компании RBSSKALS и активный участник проекта по созданию уникального латвийского электромобиля OSCar EO, заявил, что хочет «в каком-то виде возобновить автомобилестроение в Латвии». Получится ли у него воплотить мечту в жизнь в полной мере, пока неясно, но латвийский электромобиль уже успел поучаствовать в ралли «Даккар-2012» в Южной Америке. А сам Сауканс рассказывает о машине так: «В первый раз ехал по улице на электромобиле. Идет без звука. Рядом рычит и воняет огромный грузовик, а я чувствую возрастающую гордость. Приехал домой, вытащил из розетки штепсель от утюга, зарядил машину… За один лат. Вот это будущее!»
Его восхищение будто передалось Министерству среды и регионального развития (VARAM), которое на неделе заявило, что намерено выделить 3,5 млн. латов для выдачи субсидий юридическим и физическим лицам, приобретающим электромобили, а также для развития инфраструктуры электрозаправок.
Согласно планам, на создание электрозаправок государство готово выделять до 390 тыс. латов на один проект, а на покупку электромобилей до 13 тыс. латов на одну машину. Однако есть градации. Физическим персонам возвращается до 50% от стоимости, а частным компаниям — 45–65%. Сейчас в Латвии, по данным Дирекции безопасности дорожного движения, зарегистрировано всего два электромобиля. И оба принадлежат Latvenergo. На этих машинах, которые компании обошлись по 49 тыс. евро за каждую, ездят монтеры по Риге. Если программа VARAM будет принята и заработает, то уже через год по Латвии будут бегать порядка 135 экологичных машин.
Ref: 017.000.108.2163