Грядущие пасхальные праздники не ослабили деловой и политической активности в стране. Даже наоборот: в течение этой короткой недели в Латвии произошло несколько знаковых событий.
Заменитель паспорта
Для начала — случилось то, что мы ждали целых десять лет. В Латвии со 2-го апреля начали выдачу ID-карт — современных заменителей паспорта, которые в будущем смогут включать в себя дополнительные данные, в том числе о категории водительских прав их владельцев. Неудивительно, что заявления по получение карт уже подали тысячи людей.
О необходимости введения ID-карт на самом высоком политическом уровне заговорили еще в конце 1990-х, когда была написана соответствующая концепция. Однако сначала ее реализации помешало отсутствие электронной подписи в стране, затем — введение паспортов нового образца с биометрическими данными, требовавшееся для вступления в Шенгенскую зону. Соседи с подобными трудностями разобрались не в пример быстрее: в Эстонии ID-карты выдаются с 2002 года, в Литве — с 2003-го (и, как отмечают латвийские компании по прокату автомобилей, они давно принимают их).
Тем не менее прогресс пришел и к нам. Введение эквивалента бумажного паспорта у нас оценивается в сумму 9 млн. латов. В большинстве случаев карта станет полноценной альтернативой привычной «корочке» за двумя исключениями: с ней нельзя будут участвовать в выборах и ездить в третьи страны. Но зато она обеспечит доступ к е-услугам.
Конец газовой монополии близок
Еще одно событие, которое коснется всех жителей Латвии, связано с переговорами Министерства экономики и компании Latvijas gāze (LG) об отмене ее монополии на латвийском газовом рынке. Возможно, это произойдет еще до того, как в 2017 году утратят силу гарантии эксклюзивных прав LG.
Латвия озаботилась проблемой реализации так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, который предполагает разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Министерство экономики собирается представить правительству доклад с конкретными предложениями. Латвия, Эстония и Финляндия имеют право не выполнять требования Третьего пакета, но только до тех пор, пока не получат доступ к альтернативному источнику голубого топлива. В настоящий момент они на 100% зависят от поставок из России. То же самое относится к Литве, которая, однако, не захотела медлить и в прошлом году приняла закон о выделении из компании Lietvuvos dujos транспортных и распределительных мощностей до 2014 года. Российский «Газпром», которому принадлежит 38,9% акций поставщика, в этом году подал против литовского правительства иск в арбитраж Комиссии ООН по правам международной торговли.
После появления альтернативных источников в странах Балтии и Латвия должна будет отделить оператора системы передачи и обеспечить доступ третьих сторон к транспорту и инфраструктуре по хранению газа. LG, согласно приватизационному соглашению с правительством, имеет монопольное право на торговлю газом до 2017 года.
Новый источник газа в Балтии вряд ли появится раньше этого срока. Но, возможно, странам Балтии все же удастся договориться договориться о создании одного регионального терминала сжиженного природного газа. Пока же каждая страна хочет строить объект у себя, поэтому сейчас Еврокомиссия проводит исследование о том, какое место является наиболее подходящим.
Умеем, когда хотим
Другую новость, связанную с ЕС, можно назвать сенсационной. Латвия, которая после присоединения к Евросоюзу, безмолвно выполняла все требования, вдруг начала отстаивать свои интересы. Во время визита еврокомиссара по вопросам региональной политики Йоханнеса Хана, состоявшегося на этой неделе, министр финансов Латвии Андрис Вилкс обрушился на него с критикой.
Дело в том, что Еврокомиссия предлагает внести в бюджет ЕС на 2014–2020 годы ограничение на получение странами-членами средств из еврофондов. Предполагается, что потолок может составить 2,5% от ВВП конкретного государства. По расчетам Министерства финансов, для Латвии при таком порядке объем финансирования уменьшится примерно на 1 млрд. евро (700 млн. латов), или на 20%, по сравнению с периодом планирования на 2007–2013 годы. С аналогичной критикой еврокомиссар столкнулся и в Литве, которая в результате изменения системы распределения средств может получить примерно на 1 млрд. литов (200 млн. латов) меньше.
«Латвия проделала огромную работу по обеспечению макроэкономической стабильности, что отражается и на показателях ВВП, и на прогнозах. Однако уровень развития нашей страны составляет лишь 51% от среднего по ЕС. Это ставит нас в категорию наименее развитых регионов», — заявил А. Вилкс. По его словам, для Латвии жизненно важно сохранить на следующий период нынешний объем поддержки, который составляет 3,8% от ВВП.
И еврокомиссар Йоханнес Хан признал, что аргументы латвийских властей являются обоснованными. По его словам, переговоры о будущем бюджете еще будут продолжаться в течение всего 2012 года. Окончательное решение примет Совет ЕС, но свое согласие должен будет дать также Европарламент. Очевидно, это заявление следует понимать так, что у Латвии еще есть шансы.
Балтийские парадоксы
Компания KPMG на неделе презентовала новое исследование предпринимательской среды в странах Балтии, в ходе которого выяснились неожиданные вещи. В частности, открылся вот какой парадокс: только 1% предпринимателей в Литве и 15% в Эстонии считают Латвию наиболее удачным местом для иностранных инвестиций. Однако при этом в ближайшие три года эстонцы и литовцы (соответственно 23% и 14% респондентов) планируют вложить свой капитал именно в Латвию.
Столь ощутимый разрыв между оценкой предпринимательской среды и планами по развитию бизнеса Эдгар Вольскис, старший менеджер KPMG Baltics, объяснил негативным образом Латвии, который сформировался под воздействием слишком изменчивой налоговой политики государства и неясности, как налоговые поступления затем расходуются. И все же приятно, что бизнесмены из соседних стран, даже несмотря на все это, готовы вкладывать деньги именно в Латвию.
Ref: 017.000.108.914