В прошлом году в нашей стране число проектов с участием прямых иностранных инвестиций увеличилось в четыре раза, а новых рабочих мест создано в пять раз больше по сравнению с 2012-м.
Таковы данные исследования международной аудиторской компании Ernst & Young, опубликованные на этой неделе.
По наблюдениям аналитиков, число инициатив с участием прямых иностранных инвестиций в Латвии в прошлом году достигло 29. Особо приклекательными для вложений инвесторы находят наш промышленный сектор, в частности — производство продуктов питания, машиностроение и деревообработку, хотя в Европе в последние годы наметилась тенденция в пользу сферы услуг.
Аналогичная с латвийской положительная ситуация с притоком средств из-за рубежа складывается в соседних Эстонии и Литве, где в 2013 году были акцептированы 31 и 33 проекта соответственно.
Среди стран, обеспечивающих приток инвестиций в Латвию, в 2013 году лидером стала Швеция — 21%, а из Германии, России и Норвегии поступили по 10%.
В рамках исследования были обобщены данные по 42 странам Европы в 2013 году и в целом период для региона оказался рекордным по активности — реализовано 3 955 проектов, что на 4% больше, чем в 2012 году, и на 17% больше среднего докризисного уровня.
Западноевропейские страны в прошлом году сумели сохранить более-менее стабильную динамику по росту числа инвестиционных проектов, а лидерами рейтинга стали Великобритания (плюс 15%) и Германия (плюс 12%). Зато в государствах Центральной и Восточной Европы был отмечен общий спад на 5%.
Тем не менее, в ходе опроса 45% инвесторов указали Восточную Европу в качестве самого привлекательного направления для потока иностранных вложений и по этому показателю регион впервые с 2009 опередил Китай, который выделили 44% респондентов.
Портам сохранят льготы
Правительство Латвии в спешном порядке принимает поправки к нормативным актам, чтобы сохранить действующий порядок льготного налогообложения для новых инвестиций в свободных портах и специальных экономических зонах.
Такая необходимость возникла в связи с тем, что 21 мая 2014 года была принята и 1 июля вступает в силу норма Европейского Союза, устанавливающая объемы поддержки, которую может предоставлять национальное правительство.
Реагируя на нововведение Латвийский Совет по портам, транзиту и логистике разработал соответствующие поправки к латвийским нормативным актам, уточнив, вместе с тем и условия доступности господдержки, порядок ее предоставления и действие системы администрирования.
В итоге на заседании правительства 26 мая были одобрены поправки к закону «О налогообложении в свободных портах и специальных экономических зонах», которые позволят обеспечить непрерывность действия господдержки в виде льготного налогообложения на территориях Свободного порта Риги, Свободного порта Вентспилса, Лиепайской и Резекненской специальных экономических зон. Это значит, что и после 1 июля 2014 года правления портов и специальных зон смогут с обществами капитала заключать договоры о новых инвестициях в обмен на применение льгот при уплате налога на прибыль и налога на недвижимость.
Для того, чтобы поправки к указанному закону вступили в силу, парламент Латвии должен их рассмотрен в срочном порядке – в двух чтениях.
Ориентир — на внутреннее потребление
В отличие от прежних лет, когда основным двигателем экономического роста был экспорт, в текущем году развитие обеспечивает внутренний спрос, а наибольший вклад вносят отрасли строительства, розничной торговли и сферы услуг. Такая оценка приводится в докладе Министерства финансов о развитии народного хозяйства, который был представлен на заседании правительства 26 мая.
Относительно низкая инфляция и некоторое улучшение ситуации на рынке труда, в том числе и увеличение зарплат, позволяют говорить о том, что в этом году большое значение для роста экономики будет иметь именно внутреннее потребление.
С другой стороны, геополитическая ситуация в Восточной Европе, по наблюдениям Минфина, не отразилась на объемах экспорта и состоянии государственных финансов. При этом, некоторые индексы экономических настроений в ЕС указывают на улучшение инвестиционного климата и потенциал для увеличения объемов экспорта в Старый Свет, а это значит, что экономика еще имеет основания для сбалансированного роста.
Оперативная оценка показала, что в первом квартале 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ВВП увеличился на 2,8%. В то же время, при сравнении с показателем предшествующего квартала и с учетом сезонных колебаний, рост составил 0,7%, то есть, наблюдается весьма значительное замедление.
Вслед за оживлением экономики отмечено и увеличение налоговых поступлений: показатель прошлого года превзойден, а план на текущий — выполнен. Из плохих новостей за первый квартал: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,3 млн. евро — до 27 млн. евро сократился остаток консолидированного общего бюджета, а также на 34,6 млн. евро — до 51,3 млн. евро увеличился дефицит государственного бюджета.
За дороги придется платить
Правительство утвердило правила об уплате и администрировании пошлины для грузового автотранспорта за использование участков главных автодорог Латвии, известной как Евровиньетки.
Пошлина для грузового транспорта за использование автодорог вводится с 1 июля 2014 года — в соответствии с регулированием Европейского Союза.
Согласно правилам, уплатить пошлину, без дополнительных комиссионных, будет возможно на специально созданном интернет-портале www.lvvignette.eu. За наличные или при помощи платежной карты плату примут на автозаправках и Дирекции безопасности дорожного движения, и в этом случае следует считаться с комиссионными.
Согласно прогнозам, только в этом году в виде пошлины государство получит примерно 4 млн. евро.
Ref: 017.000.103.573