На этой неделе произошло воистину историческое событие: правительство Латвии решило обратиться к Еврокомиссии и Европейскому Центробанку (ЕЦБ) с запросом о составлении внеочередного отчета о конвергенции. В переводе на человеческий язык это означает, что с этого момента начался процесс оценки нашей готовности присоединиться к еврозоне.
Час «Е» все ближе
Историческое прошение министр финансов Андрис Вилкс лично передал ответственному еврокомиссару Оли Рену в Брюсселе, куда наш политик ездил на заседание Совета министров ЕС по экономике и финансам (ECOFIN). Другой экземпляр в ЕЦБ направят по дипломатическим каналам через латвийское представительство в ЕС. Как поясняют в Минфине, внеочередной отчет о конвергенции чиновники из Брюсселя и Франкфурта подготовят к началу июня.
И хотя документ еще будет обсуждаться и оцениваться на разных уровнях, а окончательное решение может принято в июле, премьер-министр Валдис Домбровскис полагает, что вероятность позитивного исхода очень высока. «Целеустремленность в преодолении кризиса, созданные стабильные основы для долгосрочного развития — все это дает реальную возможность ввести единую европейскую валюту в 2014 году», — заявил глава правительства.
Нам нужны хорошие оценки
Министр финансов Андрис Вилкс считает, что день, когда он и премьер подписали челобитную (а произошло это 4 марта 2013 года) будут вспоминать и спустя годы, так как принятое на внеочередном правительственном заседании решение даст сильный позитивный толчок экономике. По его мнению, кредитные рейтинги Латвии могут совершить существенный скачок вверх во втором полугодии текущего года, если власти ЕС примут решение о принятии нашей страны в еврозону.
Хорошим примером в этом плане является Эстония. После перехода на евро в 2011 году ее рейтинги повысились сразу на две ступени. Такой же подъем, по прогнозу министра, может произойти и с Латвией.
От действий рейтинговых агентств зависит, по каким ставкам страна сможет занимать деньги на международных рынках: чем рейтинг лучше, тем дешевле обходятся займы. Оценки влияют и на настрой инвесторов, которым нужны начальные ориентиры. И если рейтинг хороший, меняется и отношение к государству. Кроме того для инвесторов положительный эффект от введения евро будет связан прежде всего с устранением валютных рисков. Тут стоит отметить, что власти обещают провести переход с лата на евро курсу 1 лат = 1,42 евро.
Грустный праздник
И вот она – некая ирония судьбы. На этой неделе латвийская национальная валюта отметила свой двадцатилетний юбилей. 5 марта 1993 года в обращение были выпущены первые пятилатовые купюры, которые постепенно начали замешать латвийские рублисы. Обменивалась они в соотношении 200 рублисов = 1 лат. В народе их прозвали «репшиками», поскольку на банкнотах была подпись тогдашнего главы Банка Латвии Эйнара Репше. «Репшики» стали единственным официальным средством платежа 20 июля 1992 года, полностью выместив советский рубль.
С 1 января 2005 года лат привязали к евро (1 EUR = 0,702804 LVL). Согласно первоначальному плану наше государство должно было перейти на евро с 2008 года. График был сорван под напором перегретой экономики: один из пяти основных Маастрихтских критериев — по инфляции — Латвии выполнить не удалось. Возможно, нам удастся присоединиться к еврозоне со второй попытки и в этом случае юбилейный год лата станет последним годом его существования.
За опытом – в Сингапур
А пока премьер-министр и глава Министерства финансов протаптывали дорожку в еврозону, министр экономики Даниэль Павлютс отправился с рабочим визитом в Сингапур. Цель поездки — перенять передовой опыт по внедрению индустриальной политики и успешному развитию предпринимательской среды.
В момент обретения независимости (в конце 1950-х годов) Сингапур представлял собой маленькое бедное государство, которому приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Однако за последующие 50 лет из страны третьего мира бывшая британская колония превратилась в одну из ведущий экономик планеты, финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Согласно данным Центрального банка Сингапура, в 2011 году ВВП страны с населением 5,2 млн. достиг 270,02 млрд. долларов (145,8 млрд. латов), что на 4,9% больше, чем в 2010-м.
Словом, нам есть чему поучиться у этой страны. Она имеет уникальный опыт в сфере развития промышленности и привлечения иностранных инвестиций. К тому же ее система управления государственными предприятиями схожа с моделью, разрабатываемой Министерством экономики, поэтому мы можем получить массу ценных советов.
Две скорости
Тем более это актуально в свете последнего исследования Citadele Index, проведенного одноименным банком в сотрудничестве с компанией SKDS, согласно которому в народном хозяйстве Латвии обозначились две скорости развития. В целом, отмечают авторы исследования, нашим бизнесменам удается сохранять оптимистичный настрой на протяжении уже четырех кварталов. Но это — полностью заслуга экспортеров; среди остальных предпринимателей можно говорить скорее о кризисе.
И хотя сводный индекс настроений в четвертом квартале продолжал находиться выше 50 пунктов (водораздела оптимизма и пессимизма опрошенных) и составил 51,96 пункта, тревогу аналитиков вызывают существенные расхождения во мнениях и оценках представителей экспортирующих и неэкспортирующих отраслей. В первой группе индекс настроений в декабре 2012 года достиг 55,52 пункта (за квартал +0,46 пункта), а во второй упал на 1,32 пункта — до 50,9, вплотную приблизившись к границе уныния.
Эксперты поясняют: источник различий кроется в рынках сбыта товаров и услуг. Если потенциал внешнего не ограничен, то местный спрос упирается в небольшую численность населения, имеющую тенденцию к снижению, и его недостаточную платежеспособность. Следовательно, предприятию, нацеленному на рост, нужно думать о расширении рынка и поиске новых ниш.