На этой неделе стало известно, во сколько Латвии обойдется присоединение к еврозоне. В ближайшие пять лет нашей стране в антикризисный фонд, известный как Европейский стабилизационный механизм (ESM) нужно будет внести по меньшей мере 202 млн. евро (142 млн. латов). Правительству придется уже в проекте госбюджета на 2014 год предусмотреть средства, связанные с финансированием этой структуры.
Но для начала Министерству финансов нужно подать заявку о присоединении Латвии в ESM. Именно такое поручение ведомству на этой неделе дал Кабинет министров. Официально наша страна станет участником механизма после того, как документ будет одобрен в Сейме.
Общий объем фонда ESM составляет 700 млрд евро, из которых 80 млрд евро — это живые деньги, а остальные — виртуальные средства, получение которых может потребоваться в самом крайнем случае (к нему может привести, например, банкротство одного из членов еврозоны). Вклад каждой страны определяется, исходя из размера ее экономики и численности населения. Кроме того, государства с ВВП на душу населения меньше 75% от среднего по ЕС в первые 12 лет имеют право на скидку, которую, правда, позднее все равно придется компенсировать.
Доля Латвии в ESM с учетом льготы поначалу составит 0,2513%, а после переходного периода — 0,3927%. В течение следующих пяти лет страна должна будет перечислить в оплаченный капитал фонда 202 млн евро (по 40,4 млн евро в год), а спустя 12 лет — еще 113 млн евро.
Взносы в ESM не приведут к увеличению дефицита госбюджета, поскольку формально будут считаться вложениями в капитал, а не расходами, заявил директор департамента фискальной политики Минфина Нил Сакс. Правда, для их уплаты правительству все равно придется занимать деньги и платить по ним проценты (около миллиона латов в год). Как отметил Н.Сакс, для Латвии участие в ESM по своей сути будет мало чем отличаться от членства в МВФ. Квота нашей страны в последнем составляет 0,06%, или 142,1 млн SDR (соответствует примерно 114 млн латов, из которых фонду необходимо перечислить 25%).
В нашу гавань не заходят корабли
Продолжая тему верстки госбюджета на следующий год, стоит вновь вспомнить идею введения налога для портов. Как уже сообщал BNN, за счет этого дополнительного сбора министерства планируют повысить уровень доходов госказны и компенсировать затраты на обещанные правительством налоговые послабления для бизнеса.
План, как и следовало ожидать, встретил соспротивление представителей отрасли. По мнению исполнительного директора Латвийской ассоциации портов Карлиса Лейшкалнса, реализация подобной меры приведет к снижению грузооборота гаваней, которые уже сейчас обвиняют в низкой эффективности и слабой конкурентноспособности по сравнению с соседями в Клайпеде и Таллине.
В Латвии работают три крупных порта: в Вентспилсе, Риге и Лиепае. Согласно подсчетам Министерства экономики, общий доход трех упомянутых гаваней за прошлый год составил 57,2 млн латов. На эти миллионы и целятся в министерствах, планируя удерживать до 40% от доходов.
Однако представители портов отмечают, что сейчас гавани получают примерно один евро с каждой перегруженной тонны. Если государство будет забирать 40%, то придется этот евро за тонну превратить в 1,40. Естественно, грузы пойдут через соседние страны.
Сила – в компромиссе
Зато нашелся компромисс обещанному в следующем году уменьшение фискальной нагрузки на рабочую силу за счет снижения подоходного налога с населения. Сейчас предполагается, что облегчить жизнь коммерсантам можно за счет уменьшения взносов социального страхования.
Альтернативу снижению подоходного налога с населения (ПНН) с 24% до 22% предложило Министерство финансов. Новый сценарий предусматривает уменьшение в следующем году с 35,09% до 34,09% размера государственных взносов социального страхования. Одновременно будет введен дифференцированный необлагаемый минимум (для низкооплачиваемых работников он вырастет с 45 до 84 латов,) и увеличение льгот на иждивенцев с 80 до 98 латов в месяц.
Ранее Минфин предлагал ради осуществления шагов по снижению финансового расслоения в обществе и поддержки многодетных семей пересмотреть темпы снижения ПНН. Это вызвало резкое недовольство крупнейших бизнес-ассоциаций.
Однако премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис полагает, в нынешних обстоятельствах, с учетом накопившихся в кризис нужд системы здравоохранения, дорожной инфраструктуры и других сфер, правительство не может согласиться с требованием направить все свободные средства на снижение налогов.
Рост тарифов хотят обуздать
Вместе с тем правительство одобрило предложенные Министерством экономики меры по обузданию роста тарифов на электричество, предусматривающие создание специального фонда и введение нового сбора. В ближайшие месяцы инициатива должна найти отражение в нормативных актах.
Ахиллесовой пятой латвийской энергетики является система дотаций когенерационных и «зеленых» станций. При наличии субсидий этот бизнес является весьма выгодным, и число проектов такого рода увеличивается. Следом растет и так называемая компонента обязательной закупки (КОЗ) — целевой сбор со всех потребителей, за счет которого и поддерживаются «чистые» производители. Соответственно, и платежи энергоемких предприятий растут. Сейчас КОЗ составляет 1,89 сантима за кВт-ч. Согласно прогнозам, в 2014 году она возрастет до 2,2 сантима, в 2015 — до 2,41, а в 2016–2,46. Задача разработанного Минэкономики пакета мер, который рассматривался на заседании правительства, — это затормозить КОЗ на нынешнем уровне.
Одобрение получила идея создать специальный фонд, за счет средств в котором будет частично дотироваться закупка электричества у «зеленых» станций и ТЭЦ. Управляющим планируется назначить Latvenergo.Средства будут поступать за счет так называемого налога на энергетические субсидии. Ввести налог намечено с апреля 2014 года, действовать он будет до 2017 года. Создание фонда еще предстоит согласовать с Еврокомиссией. Министерство экономики намерено подготовить все необходимые документы в ближайшие месяцы.
017.000.108.4470
<<>>> Виртуальные деньги, виртуальная жизнь виртуальное население….. Люди, где вы ?!!