Чтобы проект евро был успешным, Европейскому союзу необходима более быстрая фискальная, экономическая и политическая интеграция и больший объем общего бюджета, но также надо осознавать, что никто не будет тянуть Латвию в еврозону силой, отметил президент Объединения экономистов 2010 Оярс Кехрис.
На осенней конференции членам объединения и другим экспертам предстоит предложить план Б. План А – присоединиться к еврозоне в 2014 году, а план Б должен предложить альтернативы – если Латвия вступит в еврозону позже или вовсе не вступит в блок.
Также надо следить за тем, что происходит в Скандинавии. Россия и Белоруссия тоже могут ввести зону единой валюты, к которой в случае развала еврозоны президент России Владимир Путин может пригласить присоединиться и страны Европейского союза (ЕС). В настоящее время в связи с этим как в политической, так и в экономической среде появилось множество спекуляций, отметил Кехрис. Однако, если начать анализировать другие варианты, они, по мнению эксперта, хуже, чем присоединение Латвии к еврозоне, даже несмотря на то, что состояние здоровья еврозоны далеко не радует. Некоторые шаги для укрепления еврозоны делаются, но, по мнению экономистов, этого слишком мало.
Реальность такова, что Латвию никто не будет тянуть в еврозону силой, уверен Кехрис. В ЕС достаточно должностных лиц, которые считают, что еврозону не надо расширять. План Б надо не только разработать, но и опубликовать. По мнению Кехриса, в настоящее время еврозона – лучшая альтернатива для Латвии, но необходимо тщательно следить за развитием ситуации в еврозоне, надо быть готовыми к различным сценариям развития ситуации.
Отношения жителей Латвии к введению евро вряд ли можно назвать положительным. Но если объяснить жителям, какие есть альтернативы, их негативная позиция может измениться, убежден эксперт.
ЕС нужна углубленная не только фискальная, но и экономическая и, возможно, политическая интеграция, чтобы евро был стабильным, чтобы проект евро не стал экономически неудачным экспериментом, считает Кехрис. Сейчас, пока Латвия еще не в еврозоне, у государства уже есть все те же проблемы еврозоны, поскольку национальная валюта – лат – тесно связана с евро. По мнению Кехриса, Европейский центральный банк должен перенять опыт у Федерального резервного банка США – он должен взять на себя ответственность не только за стабильность цен, но и за безработицу.
Объем бюрократии в Европе и продолжительность прогресса в ЕС не адекватны нынешней экономической ситуации, считает Кехрис. Конкуренция ЕС на мировом рынке будет снижаться, а бюрократические игры продолжатся – нынешние структурные единицы ЕС не ратифицируют Договор фискальной дисциплины, но будет создана новая структура, в которой не будет Чехии и Великобритании, отказавшихся от ратификации данного договора.
С проблемами столкнулись только южные страны еврозоны. Еврозона не гомогенна, стоимость денег в ней не может быть выгодной одновременно для южных и северных стран, поскольку экономические циклы в них различаются. Они были условно более выгодны, например, Германии, чем Португалии или Испании.
«Критерии вступления в еврозону многое определяют, но мы видели, что в случае с Литвой, которая практически выполнила критерии еврозоны, недостижимыми остались так называемые критерии устойчивости», – напомнил Кехрис. При вступлении в еврозону Эстонии, страну тоже пытались упрекнуть в неустойчивой экономике, хотя ее показатели, в том числе внешний госдолг, были лучше, чем у любой другой страны. В такой ситуации многое определяет «климат» и различие мнений в бюрократии ЕС, на основании которой принимается решение о расширении еврозоны.
Однако те сигналы, которые мы получили от Европейского центрального банка, достаточно очевидны – если Латвия выполнит определенные критерии, страна будет принята в еврозону.
«Первично то, что больший рынок – лучше, и есть желание двигаться к фискальной, экономической и политической консолидации. Мы и другие страны, которые готовятся вступить в еврозону, пытаемся принять участие в «конкурсе красоты», а не принять решения, которые будут наилучшими для развития нашей страны, – сказал Кехрис. – Получается, если Латвия не присоединится к евроозоне, мы не будем думать о развитии экономики своей страны и налоговой политике, которая ей нужна, а продолжим стараться выполнить Маастрихтские критерии. Это абсурдно! В целом ЕС уже не может позволить себе эту «борьбу за критерии», поскольку теряет свою конкурентоспособность. Но Латвия все равно пытается угодить Брюсселю и Страсбургу, старается придерживаться тех критериев, которые, когда это потребовалось для роста экономики, нарушили и Германия, и Франция, причем без каких-либо санкций», – отметил Кехрис.
Ref: 102.108.108.2461