Сейчас в стране сложилась такая ситуация, когда выясняется, что не все учреждения понимают, что существует закон «О защите личных данных физических лиц». Остается непонятым и то, что он относится к отдельным ИТ-проектам, отмечает эксперт по защите данных Марис Рукерс.
По закону, в таких случаях, как, например, с переписью населения Центрального статистического управления, за случившееся должен отвечать контроллер – в конкретном данном случае – это государственное учреждение, которому необходимо было оценить все риски. Отсюда и следует соответствующая реакция Государственной инспекции данных, сообщил эксперт в программе 900 секунд на телеканале LNT.
«Это формальное отношение к закону. Я думаю, что такие случаи позволят лучше понять закон, и тогда станет ясно, каких учреждений он касается, потому что, не смотря на то, что эти учреждения проводят обучение своих сотрудников, их отношение зачастую остается поверхностным», — сказал Рукерс.
Если мы допускаем возможность, что утечка данных может создать судебные разбирательства, как, например, с ЭДС Службы госдоходов, такое использование данных непозволительно. Руководителям всех учреждений стоит подумать о том, что происходит именно у них – проводится ли аудит и не несет ли он формальный характер, добавил эксперт.
Копию паспорта можно дать другим учреждениям по обоюдному согласию, надо смотреть также в каких случаях этого требует закон – например, в банках. Использование копии паспорта тоже может иметь судебные последствия. Мы живем в глобальном мире, но говоря о государственных данных, у нас до сих пор не была разработана концепция, которой мы могли бы придерживаться. В первую очередь, надо было на государственном уровне посмотреть, что у нас есть, а чего нет. А не так, как сейчас – ситуации решаются от скандала к скандалу.
Если кто-то считает, что государство не уберегло его личные данные, надо обратиться в Государственную инспекцию данных, чтобы оценить, попадает ли это дело под ее надзор. В суд можно обратиться всегда. Люди тоже зачастую действуют неосознанно и везде оставляют свою личную информацию, это отражается и на государственном секторе.