Волна природных и политических катастроф, которая захлестнула мир, может оказать серьезное влияние на глобальную экономику. Мнения насчет того, каким это влияние окажется, разделились. Оптимисты считают, что дополнительный спрос, связанный с необходимостью восстановления японской экономики, станет положительным стимулом, а военная операция в Ливии, в конечном итоге, приведет к увеличению поставок нефти на мировой рынок, что обеспечит мир относительно дешевыми ресурсами, которые поддержат рост.
Ситуация в Ливии, по мнению некоторых аналитиков, снизит напряженность на рынке нефти, поскольку новому правительству понадобится много денег и поставки серьезно увеличатся. Это поможет удовлетворить повышенный спрос на сырье, который должен возникнуть, благодаря необходимости восстановления японской инфраструктуры, пишет эксперт Newsru.com в области экономики Максим Блант.
По мнению Бланта, определенная логика в этом сценарии просматривается, однако некоторые обстоятельства он не принимает во внимание. Прежде всего, хорошо бы вспомнить, что даже до всех событий последнего времени говорить о финансовой стабильности в мире было, мягко говоря, огромным преувеличением.
Европейская периферия стала первой жертвой кризиса госдолга, который еще далек от разрешения. А уровень бюджетных дефицитов и госдолга в большинстве развитых стран свидетельствует о том, что проблема будет, в лучшем случае, тлеть еще долгие годы. В худшем — выльется в новую финансовую катастрофу. К тому же, как японское землетрясение, которое потребует от страны наращивания госрасходов в условиях снижения налоговых поступлений, так и очередная военная кампания лишь усугубляют проблему, полагает эксперт.
Для финансирования этих расходов придется и дальше придерживаться сверхмягкой денежной политики, даже если угроза инфляции превратится в реальность. Быстрое свержение Каддафи может создать прецедент, которым захочет воспользоваться оппозиция в других странах региона.
В итоге может оказаться, что хоронить полковника Каддафи преждевременно. Сам он настроен весьма воинственно, обещая Западу «долгую войну». Кроме того, Каддафи, если он поймет, что дело его проиграно, вполне способен разрушить напоследок нефтедобывающие мощности страны, что потребует времени на их восстановление.
Поводов говорить о падении мировых цен на нефть гораздо меньше, чем прогнозировать их дальнейший рост. И российский министр финансов Алексей Кудрин, говоря о гипотетических 200 долларах за баррель, мог оказаться недалек от истины, указал Блант.
Подобный взлет цен может привести к весьма плачевным последствиям для мировой экономики. Меньшее из зол, которым он грозит — глобальная инфляция, которая будет исчисляться двузначными цифрами на фоне стагнации, а то и рецессии в большинстве стран мира, допускает эксперт.