Стремительный рост цен на различные товары показывает, что мы живем в мире ограниченных возможностей — быстрый рост развивающихся стран неизбежно приводит к повышению мировых цен, поэтому мы должны свыкнуться с более высокими ценами на сырье, пишет американский экономист Пол Кругман в статье для газеты The New York Times.
Почти на все потребительские товары за полгода цены выросли на четверть. Цены на нефть выросли выше 90 долларов за баррель, цены на медь и серебро выросли до рекордных высот, цены на пшеницу и кукурузу растут. Тем не менее, в росте цен нельзя обвинять центральный банк США, который увеличивает денежную массу, потому что экономика США является лишь соглядатаем роста цен, пишет Кругман.
Когда два с половиной года назад цены выросли точно так же, многие комментаторы обвинили в этом спекулянтов. В 2008 году цены начали падать, но не вследствие сворачивания деятельности спекулянтов, а в результате общего глобального экономического спада. Благодаря экономическому росту развивающихся стран мировое промышленное производство недавно преодолело пик спада. Вместе с этим пошли вверх и цены на сырье.
Все больше и больше людей из менее развитых стран переходит в мировой средний класс, и они тоже хотят ездить на машине и есть мясо. Но производство не успевает идти в ногу с растущим спросом. Например, добыча нефти находится на одном и том же уровне уже в течение четырех лет.
Исключительные погодные условия, а именно сильная жара и засуха в основных сельскохозяйственных районах, привели к еще более высоким ценам на продовольствие за минувший год.
Рост цен показывает, что мы живем в мире ограниченных возможностей. Это не означает конца роста или, что еще хуже, полный крах глобальной экономики. Однако, это означает, что нам нужно спокойно изменить свой образ жизни и привыкнуть к более высоким ценам на сырьевые товары.