Продвигаемая вместе с проектом бюджета-2020 идея солидного повышения государственного финансирования партий заставила вскипеть кровь в жилах у многих гражданин. Особенно потому, что бюджет, как всегда, сопровождается фразой «Денег нет!» — ни на медиков, ни на учителей, ни на других. Помогут ли изменения в законе «слезть с иглы спонсоров» или же лишь увеличат идущие из бюджета «чаевые»?
Недоверие к политике
Пожалуй, самый быстрый способ потерять друзей в Латвии – вступить в партию. В скором времени друзья, знакомые, коллеги и даже семья будут откровенно рассказывать о твоем характере, о том, что у тебя хромает трудовая этика и ты не очень надежный.
Небольшие показатели политического участия общества и низкое доверие к партиям, парламенту и правительству наводит на мысль о том, что жители Латвии уверены, что от партийных кантор ничего хорошего ждать не приходится и человек идет туда, только чтобы добиться себе выгоды, а не всему обществу.
Потому неудивительно, что среднестатистический гражданин не особо рвется в ряды партий, чтобы платить членские взносы или жертвовать исключительно из благих побуждений, стараясь поддержать близкие себе и государству ценности. В такой ситуации возникает благодатная почва и для фантазий среднестатистического жителя Латвии: в партийную «кантору» идут лишь «богатенькие», чтобы «хрустящими евро» проложить путь своим интересам. Не зря ведь есть партии, которые ассоциируются с очень специфическими и состоятельными группами, к примеру с администраторами неплатежеспособности или «председателями волостных управ».
Изменения в Закон о финансировании политических организаций (партий) должны исправить положение, а именно: если жители напрямую не платят за демократию, тогда это будет делать государство.
Коррупция и «чаевые» для партий
Основная причина, почему говорят об этих поправках, — это желание уменьшить зависимость партий от частных жертвователей, то есть попытаться «сойти со спонсорской иглы».
Латвия начала финансировать партии совсем недавно – в 2009 году. Критикам новых поправок не надо копаться в далеком прошлом, чтобы найти аргументы. Достаточно событий последнего года: скандал о строительном картеле, в котором фигурируют известные политические «игроки» и о схемах которого знал бывший премьер-министр Марис Кучинскис, а еще бесчисленные скандалы, которые регулярно обнаруживаются в Рижской думе.
Критикам этого достаточно, чтобы сказать, что государственное финансирование не помогло партиям отказаться от денег состоятельных спонсоров и стать честнее в поиске денег. Даже не надо называть общественные группы, которые долго просили дополнительных средств.
Сейчас каждая партия, которая на выборах в Сейм преодолела 2%-рубеж, ежегодно получает от государства 0,71 евро за голос. Таким образом, после последних выборов в Сейм самая популярная партия Латвии «Согласие» получает от государства 118 653 евро в год, входящее в состав правительства «Новое Единство» — 40 114 евро в год, а, к примеру, оставшееся за чертой «Объединение регионов Латвии» – 24 862 евро.
Другие разрешенные способы получения доходов – хозяйственная деятельность, членские взносы, вступительный взнос и пожертвования физических лиц, которые сейчас не должны превышать 50 минимальных месячных зарплат или 21 500 евро с одного человека.
Поэтому при определенном количество «добрых дядей» с толстым кошельком нынешнее государственное финансирование может показаться всего лишь какими-то чаевыми. По данным Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), пожертвования партиям значительно превышают суммы, которые сейчас выделяет государство, к тому же в год выборов в Сейм эти суммы превышают даже то, что планируется выделять партиям со следующего года.
О какой независимости партий можно вообще говорить, если государственное финансирование выглядит на фоне пожертвований как чаевые?
На комнату и стол хватит, а дальше?
Если хочешь заниматься важными вещами и чтобы тебя воспринимали серьезно, то устроить партийную кантору в родительском гараже и попросить друга, чтобы он за бутерброд выполнял административные дела, — не лучшее решение. Есть еще формирование политики, развитие партии, планирование, а еще и подготовка к выборам.
Взглянув на расходы партий на помещения и зарплаты работников, остается заключить, что, может, на государственные деньги и можно снять офис и даже позволить себе стол, но перед выборами придется убеждать работников офиса работать за идею, чтобы партия могла оплатить предвыборную агитацию.
Например, давний правительственный «игрок», национальное объединение «Все доя Латвии! – Отечеству и свободе/ДННЛ» в 2017 году на аренду помещений потратило 42 160 евро, а на зарплаты — 37 143 евро. Выделенных в тот год государством 107 612 евро хватило бы, и даже Интернет можно было бы провести, а вот на агитацию перед муниципальными выборами не хватило бы, если бы не другие средства.
Ради справедливости можно привести и такой пример: «Объединение регионов Латвии» в 2017 году потратило на аренду 21 евро, а на зарплаты — 38 127 евро. Так как партия в тот год получила от государства 43 176 евро, то и им ничего особо не осталось бы на саморекламу перед муниципальными выборами.
Разумеется, выборы – это не вся жизнь партии, а офис не только для того, чтобы было где попить кофе. Финансирование необходимо и для того, чтобы работать в промежутке между выборами, планировать работу, поддерживать связь с общественностью и набирать новых членов.
«Мы ждем, что за сумму в десять раз меньше латвийские партии будут некоррумпированными, способными разрабатывать качественные программы в самых разных отраслях, предлагать сильных людей на различные должности», — говорила ранее в интервью BNN политолог Ивета Кажока.
«Партии становятся коррумпированными, поэтому в будущем надо думать о том, чтобы латвийские партии не были вынуждены искать финансирование из коррумпированных источников. Единственное решение, которое придумано в мире и работает в Евросоюзе, — достойно финансировать партии из госбюджета», — говорила в тот раз Кажока. При это она не отрицала, что государственное финансирование полностью не исключит вероятность коррупции.
Как много денег и за что?
Новые поправки, переданные в парламент вместе с бюджетом-2020, позволят ежегодно выделять 4,5 евро за голос партиям, преодолевшим на выборах в Сейм 2%-порог, а также 0,5 евро за каждый голос, полученный на выборах в Европарламент и муниципалитеты. К тому же те партии, которые пройдут в Сейм, будут получать еще по 100 000 евро в год.
Эти поправки ограничат сумму пожертвований партиям: чем больше власти у партии, тем меньше частные лица смогут ей жертвовать.
Партии не смогут получать от государства больше 800 000 евро, а вместе с пожертвованиями годовые доходы не должны будут превышать 838 500 евро. Эта сумма, впрочем, увеличится, если вырастет минимальная зарплата.
Партия может тратить государственное финансирование на содержание своего офиса и работников, на коммуникацию с общественностью, в том числе на агитацию, а также на обеспечение своей деятельности – организация мероприятий, проведение исследований, консультации и т. п.
Вклад в будущее?
«Денег нет!» — пожалуй, одна из наиболее часто звучащих фраз и в правительстве, и в Сейме. Ее произносят и те, кто просит деньги, и те, кто делит.
Полицейские, пожарные, медики, учителя – список просящих длинный, поэтому новости о том, что партии уже в следующем году могут получить 4,1 млн евро, заставляет «вскипать кровь» в жилах многих. Разве зарплаты министров и депутатов недостаточные? Не говоря уже о возможностях обеспечить своим приближенным хорошо оплачиваемые должности!
Надо признаться, что это идеологический вопрос. Нет и данных, которые вселили уверенность в том, что эти миллионы партиям позднее вернуться к обществу в виде повышения минимальной зарплаты или улучшенной системы образования.
Можно лишь гадать: если бы государственные деньги изначально были бы основным доходом партий, то депозитарная система была бы введена десять лет назад? а кризис 2008 года ударил бы так сильно? а пенсии были бы выше? Также неизвестно, работали бы тогда политики больше на благо общества или же интересы состоятельных спонсоров все также были бы на первом месте?
Но сейчас не время для таких размышлений. Есть возможность по крайней мере узнать, помогут ли эти деньги хоть какой-то партии оторваться от обслуживания интересов отдельных лиц и уделять свое время в первую очередь поиску решений, как сделать жизнь в Латвии лучше.