Госконтроль: в пособиях по простою существенных несоответствий нет, но нужны улучшения

Проверив соответствие порядка предоставления пособий по простою поставленным целям и нормативным актам, Госконтроль не заметил существенных несоответствий, однако в предложении правительству обеспечить соблюдение равных условий относительно получателей пособий по простою ревизоры указали на некоторые недостатки, которые следует учитывать и лучше избегать в нынешней чрезвычайной ситуации, сообщил Госконтроль.

Проверяя обоснованность запроса на выделение дополнительных бюджетных средств на предотвращение последствий кризиса COVID-19 и их фактическое использование, Госконтроль обобщил результаты об администрируемых пособиях по простою министерств финансов и благосостояния, а также о доплатах в размере 50 евро к этим пособиям за каждого ребенка на иждивении.

Госконтроль направил правительству предложения, которые следует учесть уже сейчас, в период повторной чрезвычайной ситуации. Предложения направлены как на соблюдение соразмерных условий относительно потенциальных получателей пособий, так и на упрощение сложного процесса администрирования пособий и выплат, сделав его более логичным и более экономичным относительно бюджетных средств.

Госконтроль напомнил, что выплата пособий по простою поручена Службе государственных доходов. На эти цели в соответствии с подсчетами Министерства экономики из госбюджета выделено 101,8 млн евро.

И хотя срок выплаты пособий был почти в два раза длиннее, чем изначально планируемые два месяца, а круг получателей пособий со временем расширился, в качестве пособий было выплачено лишь неполные 54 млн евро, то есть 53% от изначально планируемого финансирования.

Пособие получили 52 867 работодателей и 2 381 самозанятое лицо.

В период объявленной в марте чрезвычайной ситуации правительству и прочим ответственным учреждениям пришлось в сравнительно короткие сроки разработать нормативные акты для регулирования условий предоставления пособий по простою и связанные с этим расходы. От этого пострадало качество нормативного регулирования, указали в Госконтроле. В процессе пришлось внести и поправки, чтобы расширить круг получателей пособия, но была также ситуация, когда потенциальные получатели пособий были исключены из этого круга.

Госконтроль отмечает, что налогоплательщики из микропредприятий находятся в более неблагоприятном положении, чем остальные самозанятые, которым пришлось столкнуться с кризисом. Так, например, чтобы претендовать на пособие, самозанятым нужно было доказать, что ранее они совершали взносы обязательного государственного социального страхования. Однако таким налогоплательщикам невозможно установить минимальный размер этих взносов, поскольку они не должны их вносить. В то же время они классифицированы на получение пособий по простою.

Читайте также: В Латвии государство поможет всем коммерсантам, у которых упал оборот

Неравный подход коснулся и работников, которые работали у многих пострадавших от кризиса работодателей неполную ставку, поскольку пособие по простою можно было получить от средней брутто заработной платы лишь у одного работодателя. Поэтому те, кто работал на полной ставке оказались в более выгодной ситуации, хотя налоги платились в обоих случаях, пояснили в Госконтроле.

Администрирование пособий следует доверить учреждениям, в распоряжении которых имеются необходимые данные.

Чтобы поддержать лиц, которым было отказано в пособии по простою или размер пособия был меньше 180 евро, правительство ввело также пособие помощи из-за простоя. Компенсируя право на получение льгот по подоходному налогу с населения за находящихся на иждивении детей, получателям пособий по простою и пособий помощи в связи с простоем за каждого ребенка было решено выплатить доплаты в размере 50 евро, напомнил Госконтроль.

Выплату этих пособий осуществляло Государственное агентство социального страхования. На эти цели было предусмотрено 12,9 млн евро.

И в этом случае на выплату пособий фактически потребовалась лишь четверть от планировавшегося финансирования — 3,3 млн евро.

На неисполнение прогноза повлияла неточность расчетов, поскольку, в момент подсчетов нельзя было достоверно прогнозировать ни количество получателей поддержки, ни продолжительность выплаты поддержки, ни размер необходимого финансирования.

И хотя в ходе ревизии были констатированы отклонения в вопросах планирования финансирования, ревизоры убедились, что выделенное финансирование было использовано в соответствии с нормативными актами.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости