Пожары причиняют убытки народному хозяйству и государственному бюджету, уничтожая или портя материальные ценности, угрожая жизни и здоровью населения, а также требуют существенных ресурсов для проведения работ по тушению пожаров и спасательных работ. Показатели, характеризующие ситуацию в сфере пожарной безопасности Латвии, являются одними из худших среди тех государств, в которых обобщается такая информация, сообщает Госконтроль.
Государственный контроль бьет тревогу, поскольку констатированное в ходе ревизии «Достаточны ли реализуемые в государстве мероприятия пожарной безопасности?» заставляет сделать вывод: во многих важных сферах нормы пожарной безопасности игнорируются. Констатированное в ходе государственной ревизии свидетельствует о том, что соблюдение требований пожарной безопасности в стране не является приоритетом. В 70,1% объектов, находящихся в собственности государства, перед новой проверкой Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) не устранены констатированные ранее нарушения, а почти в половине объектов (46,4%) нарушения не устраняются годами.
В сфере контроля за соблюдением норм пожарной безопасности ситуация критическая. Хотя число пожаров с каждым годом возрастает, все же общее число проверок пожарной безопасности, проведенных ГПСС, в последние 10 лет существенно сократилось – в 2006 году проведено более 20 000 проверок, а в 2015 году – всего лишь 8000.
Хотя из год в год проверки проводятся преимущественно на одних и тех же объектах, все же удивительно то, что число констатированных нарушений не уменьшается. В соответствии с данными подготовленных ГПСС актов проверок в 2013 и 2014 году в ходе каждой проверки инспекторы констатировали в среднем четыре нарушения.
В большинстве учреждений образования, культуры и других учреждений не является первично необходимой – в 31,0% образовательных учреждений, в 28,6% центров культуры и спорта и 26,0 % лечебных учреждений и учреждений социального ухода не обеспечены огнетушителями, водоснабжением для тушения пожара или системами защиты от пожара и системами пожаротушения.
И хотя нередко нарушения и не устраняются из-за нехватки средств, Государственный контроль в ходе ревизии констатировал, что не всегда для устранения недостатков необходимы большие капиталовложения. Например, в трети лечебных учреждений и учреждений социальной защиты не разработан план эвакуации людей, нет плана действий в случаях пожара и устройства приведения в действие систем защиты от пожара не помещены на видное место.
Соблюдение норм пожарной безопасности главным образом входит в сферу ответственности владельцев и управляющих зданий и территорий. Не менее важно обеспечивать то, чтобы общество было проинформировано о требованиях пожарной безопасности, определенных законодательством, а также осуществлять контроль за соблюдением норм, что, в свою очередь, находится в компетенции ответственных служб.
Правилами Кабинета министров, которые следовало бы соблюдать в отношении пожарной безопасности, определено, например, какие замеры сопротивления электроинсталляции следовало бы проводить обязательно, как часто это надо делать, как часто надо чистить дымоход и обследовать его техническое состояние, а также, что это должны делать сертифицированные трубочисты. Однако, несмотря на ежегодные информативные мероприятия ГПСС, следует констатировать, что уровень понимания и знаний населения, касающихся требований пожарной безопасности, не повышается, и население установленные требования не соблюдает.
Административные наказания за нарушения правил пожарной безопасности применяются довольно редко. И хотя нарушения констатируются на более чем 90% объектов, наказания применяются лишь в 5% случаев. Только в 1% случаев, когда горела прошлогодняя трава, на владельца наложен штраф за то, что территория не убрана в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
«Государственный контроль обращает внимание разработчиков политики – в данном случае Министерства внутренних дел – на невыполненные работы. В том числе в области пожарной безопасности государство не определило долгосрочные цели и достижимые результаты в отношении улучшения ситуации в сфере пожарной безопасности в стране», — указывает государственный контролер Элита Круминя. — Трудно обвинить ГПСС в недостатке целеустремленности в работе, если целей практически нет. Для сравнения: Эстония – государство, в котором ситуация в сфере пожарной безопасности еще недавно была хуже, чем в Латвии, — в настоящий момент, благодаря четко определенным целям и достижимых результатов, значительно опережает нас».
С ростом числа пожаров, ГПСС будет требоваться все больше ресурсов, но, к сожалению, в Латвии нет программы государственного уровня, которая предусматривала бы вовлечение всех доступных ресурсов. В отличие от других стран, которые с точки зрения показателей пожарной безопасности значительно опережают Латвию, в нашей стране почти совсем не используется потенциал пожарных-добровольцев. Можно сказать, что пожарных-добровольцев в Латвии слишком мало, однако, как свидетельствует опыт других стран, их число может быть значительным, а поддержка – неоценимой, если ответственные службы способствуют такому сотрудничеству.
По мнению Государственного контроля, поспешно продвигаются изменения к нормативным актам, еще больше перекладывающие ответственность на плечи населения и одновременно предлагающие более продолжительный срок, в течение которого ГПСС должна явиться на место пожара. Уже сейчас в большинстве случаев ГПСС не способна явиться на место происшествия в течение 5-10 минут после возникновения пожара, что, как свидетельствуют исследования, является временем, когда в пожаре достигаются критические значения опасных для человека факторов. Государственный контролер Э. Круминя предупреждает, что в ситуации неупорядоченной политики, неопределенных целей и результатов, в том числе в отношении повышения уровня знаний и уровня понимания людей, недостаточного надзора и наказания нарушителей такая инициатива оценивается как непродуманная и может привести к драматическим последствиям.
Ref: 102.112.112.3963