Инвестиционная активность в начале года была неожиданно чахлая, из-за чего прогноз роста ВВП на этот год уменьшен до 2.1%. Несмотря на падение инвестиций и кризис в строительстве, в первой половине года количество занятых в экономике в целом даже немного выросло, уровень безработицы продолжает падать, зарплаты продолжают повышаться, а затраты домохозяйств возрастают.
Хотя ВВП существенно ниже, чем прогнозировалось правительством, налоговые поступления соответствуют плану и ситуация вокруг бюджета стабильная. Популизм и геополитика по-прежнему вызывают беспокойство, однако мировая экономика растет, и это дает возможность нашим экспортерам развиваться и зарабатывать. Благодаря привлечению структурных фондов и более активной инвестиционной среде мы прогнозируем рост латвийской экономики в 2017 в размере 3.0%, а с ростом банковских кредитных портфелей в 2018 году экономика может показать рост в 3.3%.
Таковы выводы свежего экономического обзора Swedbank, который вчера представил главный экономист Swedbank в Латвии Мартиньш Казакс.
Мировую экономику по-прежнему характеризует неравномерный и довольно медленный рост. В ближайшие пару лет годовой темп подъема мирового ВВП лишь немного превысит 3%, что медленнее, чем ожидалось, но тоже неплохо. В США и Германии рост будет медленнее, поскольку в этих странах цикл бизнеса приближается к фазе зрелости. Рост еврозоны в следующие два года сохранится на уровне примерно 1.5% в год, при этом в разных странах будут серьезные различия – например, в Испании рост составит 2–3% в год, а Финляндия нацеливается на рост лишь в 1%. В условиях меньшей поддержки бюджетных затрат рост Швеции вернется к долгосрочному уровню в пределах 2–3%. Основными стимулами роста в Швеции по-прежнему будут потребление и жилищный сектор. Голосование по Brexit пошатнуло британскую экономику, но поддержка Банка Англии, скорее всего, позволит избежать болезненной рецессии, и экономика Великобритании, хоть и медленно, но продолжит расти. Рецессия в России завершилась, но восстановление будет слабым – рост цен на нефть умеренный, а роль государства в экономике слишком велика и оказывает тормозящий эффект, хотя другие секторы могли бы привести к резкому подъему. Китай продолжит рост в размере 6.5% в год, а рост свыше 7% ожидается в Индии, которая осуществила важные реформы.
Центральные банки сохраняют поддерживающую монетарную политику. С более медленным ростом и нормализация процентных ставок будет идти медленнее, чем мы прогнозировали. И в этом, и в следующем году Федеральная резервная система (ФРС) будет поднимать базовую ставку только один раз, а в 2018 году – дважды. Европейский центральный банк (ЕЦБ), как и ФРС ранее, продлит программу закупки активов и постепенно будет уменьшать объемы интервенций, а не резко их остановит в марте следующего года. ЕЦБ начнет поднимать процентные ставки не ранее, чем в конце 2018 года. Таков базовый сценарий, и его вероятность мы оцениваем на уровне 60%.
Популизм, политическая нестабильность и геополитические риски – это ахиллесова пята, которая может вовлечь мировую экономику в худший сценарий. В течение ближайших лет мир часто будет оказываться на перекрестках, где ошибочное решение будет болезненным для экономики. Среди таких перекрестков – выборы президента США в ноябре этого года, а также выборы президента и парламента Франции в 2017 году. Вероятность негативного сценария мы оцениваем на уровне 25%. Вероятность положительного сценария составляет 15%, в его основе – крепкий настрой и более стимулирующая фискальная политика.
Как и о старте наших олимпийцев, можно сказать: «Ожидали результатов получше, но и это не так уж плохо». Хотя инвестиции в первой половине года в глубоких минусах, а в строительстве – кризис, количество занятых в экономике даже немного растет, уровень безработицы продолжает падать, зарплаты продолжают расти, а домохозяйства тратят больше. После чахлого начала года во втором квартале экспорт вновь показал хорошие темпы роста. После семилетнего падения банковский кредитный портфель для предприятий в июле немного вырос. Однако этого будет недостаточно, чтобы сбалансировать слабость, имевшую место в начале года. Поэтому прогноз роста ВВП на этот года мы уменьшили до 2.1% (с 3%, прогнозируемых в апреле). Механизм администрирования фондов ЕС, кажется, наконец-то вернулся в рабочий порядок – это будет способствовать инвестициям, и в 2017 году ВВП поднимется на 3%. С возобновлением роста банковских кредитных портфелей темпы роста латвийской экономики поднимутся до 3.3% в 2018 году. Хотя мировой рост не будет стремительным, он окажется достаточно хорошим, чтобы и у латвийских экспортеров была возможность развиваться и зарабатывать. Чтобы была возможность продолжать осваивать малознакомые рынки, требуются более эффективные программы поддержки экспорта.
Основные факторы, которые могут направить латвийскую экономику вниз, относятся к внешним – это более слабая экономика ЕС, популизм и геополитическая неясность. Латвийская экономика может расти существенно быстрее, чем эти приблизительные 3%, сейчас главный потенциал – внутренний: более оптимистичное настроение предпринимателей и домохозяйств и тем самым более активное кредитование.
Чахлость инвестиций и кризис в строительстве в большой степени вызваны задержкой фондов ЕС, но это не единственная причина. Цены на молоко низкие и производителям молока трудно выживать, тут уж не до инвестиций. В опросах, касающихся обрабатывающей промышленности, упоминается нехватка спроса как основное препятствие для роста объемов производства. Мы считаем, что большая часть предприятий чересчур осторожничает, к тому же непоследовательная экономическая политика правительства и издержки его коммуникационной активности дополнительно усиливают эту осторожность – в целом спрос и в мире, и в Латвии растет, и если инвестиции будет по-прежнему откладываться, рост зарплат, который опережает рост производительности труда, погасит не только конкурентоспособность предприятий, но и их прибыль.
В нынешнем году сложнее всего приходится строительной отрасли, где количество работающих в сравнении с прошлым годом упало примерно на 10 тысяч. Правда, это не оказало серьезного негативного влияния на рынок труда, поскольку общее количество экономически занятого населения даже немного возросло. Удивительно хорошо! Уровень безработицы все же немного выше, чем мы прогнозировали, но он продолжает падать. Рост зарплат стал медленнее, но он удерживается в прогнозируемых нами пределах 5–6% и продолжает способствовать потреблению. Похожий рост мы ожидаем и в последующие пару лет.
Вместе с восстановлением строительной отрасли (данные настроения показывают, что худшее уже может быть позади) будет стремительнее уменьшаться и безработица, поскольку в строительстве можно задействовать менее квалифицированных соискателей работы. Исследование банковского кредитования ЕЦБ указывает на прирост спроса на кредиты. Кредитный портфель предприятий уже понемногу растет. Со стороны домохозяйств интерес по-прежнему небольшой, и вряд ли раньше 2018 года мы увидим подъем кредитования.
Даже если рост будет стремительнее, чем ожидается, все еще необходимы реформы со стороны предложения, чтобы способствовать поднятию производительности труда и более резкому приросту благосостояния. В противном случае рост ВВП в долгосрочной перспективе составит всего 2–2.5%, что слишком мало.
Ref: 102.000.112.4739