Латвийскому правительству трудно принять любые решения, кроме тех, которые относятся к госбюджету. Так прокомментировал задержку приватизации АО Citadele banka некогда ведущий сотрудник банка, а ныне руководитель российского коммерческого банка M2M Private Bank Робертс Иделсонс в интервью порталу Nozare.lv.
Иделсонс считает, что решать вопросы, касающиеся бюджета правительству просто – есть готовая сумма, полученная путем математических вычислений, и согласованная с международными кредиторами.
«В других вопросах действует отрицательная мотивация – если примем что-то не то, кому-то не понравится, и опять начнут критиковать. Лучше вовсе ничего не делать, тогда хотя бы не будут критиковать», – сказал Иделсонс.
Банкир напомнил, что процесс продажи Citadele banka тянется довольно долго. И разговоры о том, надо его продавать или нет, тоже уже давно ведутся, поэтому есть надежда, что приватизация банка все же начнется в скором времени.
«Я думаю, что ни у кого нет сомнений, что банк надо продавать, но вопрос в том, когда это случится», – сказал Иделсонс, который не видит причин, держать такой актив в собственности государства.
Иделсонс не согласился с мнением, что чем больше времени проходит, тем меньше становится ценность Citadele banka в глазах инвесторов. «Нигде не сказано, что ценность банка уменьшится, но она определенно не вырастет. Ценность банка определяет его прибыль и потенциал развития. Я никогда не скрывал мнения, что государство, между прочим, не только в банковском секторе, не самый лучший акционер, при котором ценность активов может расти», – признает Иделсонс, для которого одной из задач является приобретение новых активов в Европе, в том числе и Citadele banka.
Иделсонс уверен, что ни один из банков, принадлежащих государству, до сих пор не был успешным, и Citadele banka должен доказать, что исключений нет.
По оценке банкира, разделение АО Parex banka по модели «good out», с созданием нового Citadele banka, было правильным решением.
«Простая правда в том, что модель «good out» позволила сохранить в плохом банке не только государтсвенный, но и субординированный капитал. Это означает, что в случае, если убытки будут настолько велики, что коснутся долгового капитала, в деньги, вложенные государством, добавится капитал, вложенный кем-то еще», – пояснил Иделсонс.