Если удастся без задержек достичь соглашения, фонд реиндустриализации, с помощью которого предполагается финансировать производственные предприятия, можно было бы создать уже до конца этого года, сказал министр экономики Артис Кампарс в интервью порталу Nozare.lv .
Финансирование фонда будет обеспечено за счет продажи принадлежащих государству долей капиталов предприятий. Однако, по мнению министра, необходимо также привлекать частные инвестиции. Кампарс отметил, что можно создать новый фонд, но вероятнее всего будут задействованы уже существующие держатели финансовых инструментов, включая Латвийское гарантийное агентство, Фонд развития села, Фонд поддержки среды, и, возможно, отдел развития Hipotēku un zemes banka. «Этот ресурс должен быть консолидированным, а не разрозненным», – сказал Кампарс.
Сейчас главным источником финансирования фонда считается продажа принадлежащих государству долей капитала Lattelecom и Latvijas Mobilais telefons (LMT). В скором времени будут рассмотрены и другие государственные активы. «От продажи долей мы можем получить значительные финансовые ресурсы, которые можно будет инвестировать в развитие производства», – сказал министр.
По его словам, фонд мог бы работать также, как фонды риска капитала в частном секторе, но с более облегченными, простыми и понятными условиями. Эти средства не будут давать огромную прибыль, они будут минимально возможные в условиях рынка. В свою очередь направление инвестиций должно быть четко определено – это основные направления развития латвийской экономики – производственная индустрия, экспорт и проекты, способствующие созданию новых рабочих мест.
Для того, чтобы фонд начал работать, необходимы новые принципы управления государственными долями капитала. Они уже готовы и станут известны в апреле. Нужна также и модель управления такого фонда, что, по мнению Кампарса, является ключевым моментом для успешной деятельности фонда. Третий важнейший пункт – финансирование.
Говоря о сроках создания фонда, он отметил, что существенный момент здесь играет политическая договоренность. «Мы открыто и прозрачно предложим модель, у которой не будет никаких подводных камней – будет оценка, открытый конкурс, максимальная цена. Точка. Учитывая опыт отчуждения Lattelecom и LMT, я не вполне уверен, что партнеры по коалиции сразу примут эту модель. Если произойдет невероятное и этот вопрос начнет продвигаться, я вижу, что технически такой процесс можно закончить в течение этого года», – пояснил Кампарс.
Пока что нет никаких четких сигналов о наличии каких-либо мешающих элементов, но, зная, какие беспокойства вызывал этот процесс до сих пор, министр считается с тем, что проблемы еще могут возникнуть. Он добавил, что многое зависит от решения правительства. «Если бы это было решением министра, все было бы ясно и можно было бы назвать конкретные сроки».
Кампарс не смог сказать, насколько большими могут быть частные инвестиции, заметив, что говорить об этом пока слишком рано. «Сегодня для молодых производственных предприятий большая проблема – это недостаток собственного капитала. Конечно, опыт показывает, что банки требуют очень высокий уровень собственного капитала. Мы сердимся, но банки тоже можно понять – они сильно обожглись и теперь их владельцы хотят надежности. К этим 30%, 40% или 20% собственного капитала могли бы добавиться 50% или 60% банковского финансирования, и контроль был двукратным или даже трехкратным», – изложил свою позицию Кампарс.
В работе задействован неформальный совет экспертов, в котором участвуют специалисты и эксперты из банковского, инвестиционного и финансового секторов. Например, президент Swedbank Марис Манчинскис, инвестиционный банкир Гиртс Рунгайнис, приглашена также представительница биржи и многие другие финансовые эксперты. Ожидается, что совет даст основные направления и пути, а также рекомендации относительно предложенной модели.
«Частное софинансирование обеспечивает надежность государственных инвестиций в будущем, оно гарантирует, что это не какой-то смешной проект, из которого в итоге получится пшик», – сказал Кампарс.
Министр считает, что очень важны ясные и понятные условия, как, например у Латвийского гарантийного агентства. «Не должно быть никаких особых трактовок и формулировок. Существуют критерии – кому, на каких условиях и что именно выдается. Далее руководство агентства осуществляет оценку, согласно этим критериям. Немного иначе дело обстоит с новыми функциями, которые похожи на рисковый капитал. Необходимо оценить каждый проект по отдельности. Как и в проектах освоения структурных фондов, нельзя исключить, что могут появиться люди, которые захотят использовать финансирование для не совсем понятных нудж. Мы не всегда уверены, что бизнес может подсчитать и точно предусмотреть все финансовые риски, чтобы через пять лет государство могло взять капитал и передать его дальше».
Создание фонда – это один из главных краеугольных камней рабочего плана министра экономики. Этот проект называется фондом реиндустриализации или, как сказал Кампарс, учитывая тяжелую ситуациию с финансированием, человеческим языком его можно назвать фондом восстановления производственной предпринимательской деятельности.