Латвийской национальной авиакомпании АО airBaltic грозит неплатежеспособность — убытки предприятия за первые пять месяцев текущего года составили 18 млн латов, сообщил министр экономики Артис Кампарс.
«Большие убытки были созданы осознанно, для того чтобы выкачать из предприятия денежные средства», — в интервью Rietumu radio отметил Кампарс.
«Информация, которая имеется в моем распоряжении, не совсем приятна, она очень даже тревожна. В прошлом году правительство Латвии инвестировало в предприятие около 15 миллионов латов, чтобы у компании была возможность приобрести в лизинг новые самолеты. Глава и один из совладельцев аirBaltic Бертольд Флик показывал правительству свой бизнес-план, в котором как в этом году, так и в следующем значится большая прибыль, однако убытки огромны», — сказал Кампарс.
Кампарс не видит объективных причин таким убыткам. В прошлом году было извержение вулкана в Исландии. В этом году никаких катастроф, препятствующих авиа сообщению, пока не было.
Министр также критиковал модель управления предприятием, которую создал Флик. Управление важнейшими процессами (например, управление финансами, поставка топлива, обеспечение сервиса) передано в ведение компаний, которые напрямую связаны с частным предприятием Флика. По словам Кампарса, акционеры этого частного предприятия прячутся в офшорных зонах.
«Это позволяет сделать предположение о том, что данные действия осознанны и проводятся с целью выкачать из предприятия деньги», — заявил Кампарс.
Он также напомнил, что бывший министр сообщения Айнарс Шлесерс подписал удивительно невыгодный договор акционеров, который нанес потери Латвийскому государству. Этот человек должен бы уплатить эти убытки или же ответить за содеянное по-другому», — полагает министр.
Кампарс указал, что если подтвердится близкое банкротство предприятия, то существует такое понятие как «осознанное доведение до банкротства», а это уже криминальная ответственность. Он надеется, что в таком случае государству не нужно будет поступать также, как в случае с банком Parex.
По мнению министра экономики, у общества – у любого налогоплательщика в Латвии – есть право знать, какова сейчас финансовая ситуация авиакомпании airBaltic, крупнейшим акционером которой является государство, сообщает Министерство экономики.
Кампарс считает, что авиакомпании вместо того, чтобы требовать его отставки и заводить судебное дело, следовало бы сообщать правительству о ситуации в компании, о достижениях бизнес-целей, поставленных в прошлом году, и о планируемых мероприятиях по устранению убытков.