Из-за недостатка политической воли Латвия может потерять проект железнодорожного сообщения Rail Baltica, идея которого состоит в создании ж/д сообщения между странами Балтии и Западной Европы – сказал в интервью Latvijas Avīze комиссар Европейского союза (ЕС) по делам транспорта Сийм Калласс.
Он считает, что ж/д сообщение между Латвией и Россией, переговоры по поводу которой готовятся начать обе стороны, не сможет получить поддержку ЕС.
Как сообщалось, сегодня в Латвию прибудет министр Российской федерации по делам транспорта Игорь Левитин, чтобы обсудить с министром сообщения Латвии Улдисом Аугулисом будущее проекта. Латвия, указывая на нехватку денег и необходимость проведения предварительных технических работ, задерживает решение о проекте Rail Baltica.
О проекте Rail Baltica говорится с 2004 года. Калласс отметил, что это не проект ЕС, а проект стран Балтии. «Это жизненно важно, чтобы между странами Балтии было хорошее сухопутное сообщение. Это ненормально, когда люди из Таллина на машинах паромом добираются до Швеции, а оттуда в Европу. Финляндия тоже весьма заинтересована в развитии такого сообщения и возмущается, что его до сих пор нет», – поясняет комиссар.
Он отметил, что если со стороны правительства нет политического предпочтения, то ничего и не выйдет. «Мы со стороны ЕС можем смазать эти проекты, сделать их реализацию гладкой, можем найти небольшие средства на исследование, системы сигнализации и тому подобное. Однако основные инвестиции зависят от решения правительств стран-участниц», – добавил Калласс.
По его мнению, людям нравится говорить о таких проектах, но на самом деле интерес к ним совсем иной, либо его вовсе нет. «Создается представление, что транспортное сообщение в Балтии связано с Россией. Но мы видим, что наибольший оборот у стран Балтии – с Европой. Почему же в транспортных делах должно быть наоборот? Не надейтесь, что одни разговоры могут кого-то убедить. То, что вас на самом деле не интересуют эти проекты, будет очень заметно», – сказал Калласс.
Комиссар не видит проект скоростного поезда Рига-Москва проектом ЕС. «В Европе уже есть плохие примеры, когда политические решения были приняты, а денег не хватало – все это годами висело в воздухе и создавало крайне неприятную ситуацию. Я бы посоветовал это тщательно выяснить, кто за что платит, потому что один километр линии скоростной железной дороги стоит 20-30 млн евро», – отметил в интервью комиссар ЕС по делам транспорта.
Он рекомендует прежде всего сделать тщательные расчеты, «например, какое будет количество пассажиров. У людей иногда возникают радужные идеи насчет транзита в Балтийских странах. Однако доказательств, что он вырастет, нет, ведь Россия также развивает альтернативные пути, например, в направлении Санкт-Петербурга. Импорт лесоматериалов также сократится. Конечно, каждый транспортный путь имеет свои мобилизующие и влияющие на рост ВВП факторы, однако они должны быть рационально сбалансированы», – считает Калласс.
По его словам, Россия заинтересована привлечь Балтийские страны. Но эти страны находятся в кругу сильного бизнес-сообщества, поэтому они видят свое будущее именно в развитии этих отношений.
«Я не имею ничего против хороших отношений и сотрудничества с Россией, но они не должны быть обманчивы», – добавил Калласс.