«Если я не найду интересную работу профессиональным юристом с нормальной зарплатой, я применю свои знания в политике», – заявил бывший председатель Конституционного суда Гунарс Кутрис, к которому уже обращались многие политические силы.
В интервью Latvijas Radio Кутрис подчеркнул, что приоритетом для него является работа юриста и он с удовольствием бы продолжил работать судьей. Однако он не хочет работать в суде первого уровня.
Сейчас у него есть два месяца на размышления.
В политику он готов пойти в том случае, если народное движение Ингуны Судрабы перерастет в серьезную политическую силу. К тому же Кутрис хочет избавиться от неприязни или подозрительности к политике. «Если это движение вырастет в такое, что меня не будет пугать политика и я пойму, что через четыре-восемь лет люди будут довольны жизнью в Латвии, тогда я поддержу это движение», – указал Кутрис.
По его мнению, в политике есть много неприятных вещей, например недостаток уважения к политикам со стороны общества. Однако политика является способом привести государство в порядок.
Кутрис также добавил, что в свои ряды его приглашала только народное движение Судрабы. Однако в интервью Latvijas Televīzija он также говорил, что к нему обращались и другие политические силы, которые сейчас не представлены в парламенте. И хотя он не стал называть их, Кутрис уверил, что среди них не было Эйнара Репше, основавшего партию «для развития Латвии». Говоря о Судрабе и других партиях, Кутрис выдвинул цель, чтобы небольшие партии перед выборами объединились в один блок, что позволит не растерять голоса избирателей.
Кутрис покинул пост председателя Конституционного суда после окончания полномочий. Он видит двух потенциальных преемников его работы: недавно назначенного судьей Конституционного суда Гунара Кусиньша, а также других судей – Саниту Осипову, Улдиса Киниса, Кристину Круму и Айю Бранте.
Кутрис считает, что было бы неправильным высказывать мнение о том, кто должен стать следующим председателем Конституционного суда. При этом он признался, что в свой последний рабочий день дал некоторым коллегам советы. «Когда уходил из суда, в последний день, я рассказал некоторым коллегам о двух людях, которых считаю кандидатами. У каждого из них есть свой минус, но у каждого есть и плюс. Я сказал, чтобы они поговорили и обсудили, что для суда будет лучше – одно или другое направление», – сказал Кутрис.
Он не уточнил, о ком именно шла речь, однако отметил, что один из этих людей мог бы стать председателем суда, а второй – его заместителем.
«У Кусиньша очень хорошие знания в области конституционного права. Не скажу, что блестящие, но он очень хорошо знает и постановления судов», – сказал Кутрис. По его мнению, Кусиньш может разъяснить постановления суда, однако у него нет опыта в укреплении сотрудничества между независимыми судьями, которое необходимо в Конституционном суде и которому можно научиться только на практике. Кроме того, надо уметь руководить самостоятельным учреждением с собственным бюджетом и поддерживать контакты как в Латвии, так и за границей.
У его заместителя Бранте имеется огромный опыт, но Кинис мог бы хорошо представлять государство и суд на международном уровне.
Кутрис также указал на задачи и сложности, с которыми придется столкнуться новому руководителю суда в своей работе. «Задача каждого нового руководителя – собрать коллектив. Верьте или нет, каждый судья Конституционного суда независим и председатель суда должен быть способен выделить единое мнение. Это самая трудная работа. Особенно в таких делах, в которых присутствует и эмоциональная, и, возможно, политическая сторона», – сказал Кутрис.
Согласно закону, судьи конституционного суда должны выбирать председателя из своего круга.
102.108.108.6762