Laima: выбор национального предприятия — меняться или умереть - BNN-NEWS.RU

Данс Бертулис

Председатель правления Nordic Partner Foods (далее в тексте NP Foods) Данс Бертулис в эксклюзивном интервью порталу BNN рассказал о стремлениях повысить рентабельность, удержать местные рынки и прорваться в Китай.

В начинке ваших новых шоколадных конфет 2,7% Рижского бальзама, поэтому на упаковке есть предупреждение — «Не предназначено для детей». Вам не хватило Prozit?

Это первая ласточка — конфеты из темного шоколада с начинкой из Рижского Черного бальзама. Некоторые сомневались — «под чужим брендом, на что это будет похоже?». А  Prozit — это наша дойная корова, надеемся, что эти конфеты сохранят такой статус еще в течение 10-20 лет. Мы работаем в условиях глобального рынка и поэтому, выпуская новую продукцию, конкурируем с Marss, Kraft, Cadbury, Hershies и другими.К тому же, у тех компаний, акции которых котируются на фондовых биржах,есть совсем иные возможности по привлечению средств. Потом массивными рекламными кампаниями они могут завоевать международный рынок. Нам же все деньги надо заработать, успешно продавая свою продукцию. Сейчас мы особенно стали работать над разработкой новых продуктов. Например, конфеты Fantāzija с тремя разными начинками. Мы купили новое оборудование — вскоре будут выпускаться маленькие шарики с ликером внутри. Зефиру Maigums добавили новые варианты вкуса. Уже в этом году появятся фитнес-батончики с витамином С, кальцием и другими полезными веществами. Мы сотрудничаем с Латвийской Сельскохозяйственной академией и научным институтом Sigra над рецептурой этих бантончиков, потому что хотим, чтобы они оставили положительный эффект на здоровье женщин.

В мире в моду входят био-сладости. Старается ли Laima соответствовать концепции развития мировой индустрии «сладкого бизнеса»?

Да, это можно смело утверждать. Нет ничего более натурального, чем шоколад. Так, темный шоколад, который содержит до 70 процентов какао, является хорошим антидепрессантом. К тому же, мы производим более «свежий» шоколад, получая его из бобов какао традиционными способами — обжаривая, затем перемалывая и выжимая какао-масло, потом добавляем ванилин и сахар для получения вкусового букета. Мы обновили свою печь для обжарки бобов. Мы сами ввозим сырье из Ганы. Там с эти делом все в порядке, существует даже Министерство какао, которое гарантирует качество, а цена определяется в зависимости от биржевой. Для нас очень важно качество бобов (ферментация). Когда их собирают, они зеленые, а нам нужны светло-коричневые. Черный парень высыпает лопатой бобы, мешает их, и они дозревают. Рядом стоит другой черный парень с автоматом Калашникова, и охраняет первого. Дело в том, что из зеленых бобов невозможно выжать какао-масло. Содержание жира в бобах колеблется от 45 до 55%, в зависимости от применяемого удобрения. Открыв мешок до дебактеризатора (обработки паром), можем судить, какова политическая ситуация. Если внутри находим гильзы от патронов — то политическая ситуация не ахти… Для нас очень существенно, чтобы одна партия не сильно отличалась от другой. Иначе необходимо подгонять технологический цикл.

Ваши технологии никто не старался переманить за рубеж?

Нет, не пробовали. Потому что они эффективны в комплекте с линиями конвейеров (Asorti или семь других с несколькими десятками видов продукции на каждом). То, что на кухне в банке можно смешать все, что угодно — это еще половина победы. Технологи должны уметь обращаться также и с «железом». За последние пять лет мы довольно много вкладывали в развитие технологий (котельные, мучные бункеры, смесители, конфетные машины, мельницы, линии упаковки, обертки, дизайн и т.д.) и в общем суммы, вложенные в подобного рода инновации превышают 10 миллионов латов.

Что вы думаете об установке правительства вытаскивать государство из кризиса, основываясь только на экспорт и подавляя внутреннее потребление?

Я не знаю ни одно предприятие по выпуску сладостей в мире, которое было бы очень сильно в экспорте и при этом полный ноль у себя на родине. Вполне нормально то, что компания укрепляет позиции дома, а потом начинает экспортировать. В том сегменте, где работают Laima, Gutta и Staburadze, экспорт предусматривает субсидирование продукции. Логистика за рубеж намного дороже, тут ничего не попишешь. Там твой бренд никому не знаком, ну, за редким исключением. Или же ты стартуешь с основательной рекламной кампанией, или очень низкими ценами (валяешься на нижних полках в надежде, что тебя заметят). Обычно и то, и другое. Несмотря на то, что у нас многомиллионный оборот, прибыль в этом бизнесе не такая уж и сладкая. Поэтому одной NP Foods группе государство не вытянуть. Сейчас люди покупают больше товаров во время скидок и акций. Таким образом, магазин забирает 25% наценки, от 5 до 7% потрачены на логистику, мы покупаем также места на прилавках, плюс мерчандайзеры, сырье,материалы, зарплаты, амортизация. Когда смотрим годовой баланс, то оказывается, что из большого оборота получена совсем незначительная прибыль. Наша продукция находится в группе потребления Б, и на нее тратят столько, сколько могут позволить. В группе А — хлеб, молоко, масло, мука, сахар, бензин, соль, яйца, творог и так далее…

Предприятия, объединенные в Латвийскую федерацию пищевых предприятий вполне могли бы поднять государственную экономику, если бы стимулировалось внутреннее потребление. Если был бы низкий НДС, высокие зарплаты, небольшие налоги на рабочую силу. Если бы людей побуждали тратить деньги сегодня, а не экономить и копить, чтобы деньги быстрее оборачивались в народном хозяйстве. Страна оказалась неспособна сократить свои расходы, провести структурные реформы. У нас самое большое число министров в Балтии, здесь регулируется все. Государство не желает делиться властью. В нормальной, христианской, демократической стране ЕС существует принцип субсидирования. Каждая функция государства может быть перенаправлена нижестоящему учреждению. В свое время премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер сказала: «Если существует какая-либо государственная функция, которую не может взять на себя государственный сектор, то нам стоит задуматься, нужна ли она вообще…». У нас же инспекция на инспекции, столько видов полиции (и безопасности, и правопорядка, и налоговая, и самоуправлений, и железнодорожная) — больше, чем в гитлеровской Германии.

Вы экспортируете продукцию Laima в страны Балтии, Скандинавию, России, США, Канаду, Израиль, Словакию, Грузию, Азербайджан — в общей сложности на 25 рынков. Какие экспортные цели вы обозначили для себя в этом году?

Настоящим вызовом для нас было бы вторжение на огромный рынок Китая. В России — подняться с самых низких полок магазинов хотя бы на средние. В Израиле и США мы прошли сертификацию как кошерная продукция, что значительно увеличило объемы нашего экспорта.

Оборот компаний, которые входят в группу NP Foods в 2009 году был примерно 84 миллиона евро (59 миллионов латов). Имеются ли предварительные данные о 2010 годе?

2010 год был лучше, потому что наш оборот превысил 100 миллионов евро. В плановом порядке мы провели несколько реорганизаций, в том числе уменьшили административный аппарат. Лишили служебных машин тех сотрудников, которым они не требовались для выполнения своих обязанностей. Создание руководящего предприятия NP Foods обеспечило значительную эффективность управления финансовыми ресурсами, а оптимизация некоторых процессов позволила достичь экономии до 30 процентов расходов. Нам пришлось сократить число работников на производстве, урезать зарплаты. Во всей Балтии остались только два национальных производителя сладостей — мы и Vilnius Pergale, у которых те же владельцы, что и у Maxima. Эстонский Kalev в прошлом году был продан. Поэтому у нас, как у предприятия, принадлежащего латышам есть выбор — меняться или умереть. В 2009 году Laima заняла 55% рынка в сегменте конфет и 35% в сегменте шоколадных плиток в Латвии, что является ростом в 2%.

Каковы цели NP Foods на 2011-2012 год? Возможные риски?

Мы используем неблагоприятное экономическое положение в стране для улучшения конкурентоспособности предприятия, отсекая лишние расходы предприятия. Сейчас хорошее время для активной деятельности, стимулирования сбыта продукции, поиска новых ниш на рынке, а также увеличения рентабельности концерна. Мы развиваемся, покупая предприятия в Чехии, Польше, Литве и в России. Есть несколько предприятий, которые мы присмотрели в этих регионах. Их мы приобретем постепенно, присоединим к группе и трансформируем. Несмотря на то, что финансовые ресурсы для многих недоступны, наша ситуация в отношении долгосрочных займов заметно улучшилась. В Латвии некое предприятие планируем приобрести уже в этом году.

Существует три вида рисков: во-первых, экологические угрозы (в России урожай сгорел, в Малайзии его смыло в океан), в результате чего разразился продовольственный кризис. Если бы все китайцы начали есть шоколад, до цены поднялись бы до небес. Во-вторых, нам угрожают высокие цены на сырье из-за спекуляций в контексте войны валют между США, Китаем и ЕС. В-третьих, снижение покупательной способности в Латвии.

Довольны ли ваши сотрудники существующим уровнем затрат?

По сравнению со средней зарплатой по стране, мы своим высокопрофессиональным сотрудникам платим очень высокие зарплаты. Большая часть работников здесь работает 7, 10 а то и 20 лет. Насчет довольства — сейчас люди говорят: «Слава Богу, что вообще есть работа!». Сейчас все наладилось, и мы можем выплачивать годовые бонусы тем, кто этого заслуживает. У каждой должности есть свои параметры для начисления премий.

Почему новые вакансии сначала объявляются внутри предприятия?

В нашем концерне работают несколько тысяч человек, включая сезонных рабочих. Есть такие вакансии, которые связаны с особыми способностями — например, финансовые аналитики. Также берется во внимание и то, если молодой человек заканчивает школу, а его отец уже долго у нас работает, то, естественно, у него есть преимущество. Бизнес делает не железо, а люди. Особенно там, где для создания новой смеси нужно чутье и знание дела, тут механическое взвешивание составных частей не поможет. Люди, которые делают конфеты — на вес золота.

Читайте также

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film