Автор: Илона Берзиня/BNN
Премьер-министр Кришьянис Кариньш нашел средство по приведению в порядок системы образования Латвии. А именно, если мы еще больше сократим количество школ, то у нас будет также как в Эстонии – мы сможем забыть о посредственности среди учащихся, учителя будут получать достойную госслужащих зарплату, а новые учителя ринутся заполнять пустующие вакансии.
К сожалению, идея об оптимизации школьной сети так долго мусолилась различными министрами образования, что этому слуху уже давно никто не верит.
Предупреждения Латвийского профсоюза работников образования и науки (ЛПРОН) о забастовках учителей и сами забастовки уже стали обычным явлением.
За неполных 30 ЛЕТ СОСТОЯЛОСЬ ПРИМЕРНО ДЕСЯТЬ АКЦИЙ ПРОТЕСТА УЧИТЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ ЗАРПЛАТЫ,
и практически все это время не утихают разговоры о необходимости оптимизации школьной сети. При этом давайте упраздним маленькие школы с малым количеством учеников, и все будут счастливы. Учителя, работающие в больших классах, будут получать больше, муниципалитеты сэкономят, сотрудники, ответственные за успешную реорганизацию школы, смогут приколоть себе на жилетку медаль, а дети станут такими умными, что, кто знает, может быть, и обгонят эстонских учеников в рейтинге знаний ОЭСР!
17 февраля на заседании Сейма Кариньш заявил, что «доля бюджетного пирога, выделенного на образование, примерно одинаковая как в Латвии, так и в Эстонии» и «фактически в нашу систему образования вложено пропорционально слишком много». Поэтому Латвия должна последовать примеру Эстонии и сократить количество школ, что, в свою очередь, позволит повысить зарплаты учителей. Как и в Эстонии, где учителя получают почти в два раза больше…
Давайте сравним. В Латвии после компромисса, достигнутого в сентябре прошлого года, самая низкая ставка брутто-зарплаты для учителей составляет 1080 евро. В Эстонии до декабря прошлого года минимальная ставка заработной платы до налогообложения составляла 1412 евро в месяц, а с 1 января этого года – 1749 евро.
Однако учителя в Эстонии, чтобы добиться надбавки к заработной плате, также угрожали забастовкой, и в этой соседней стране, как и в Латвии, говорили, что ситуация критическая, и большое количество учителей подумывают уйти с работы из-за низкой заработной платы и переутомления.
Тем временем Министерство образования и науки (МОН) создает рабочую группу, одной из задач которой будет понимание того, какая поддержка нужна муниципалитетам для более успешной организации школьной сети. Можно подумать и о таком сценарии:
ПЛАН ПРАВИТЕЛЬСТВА ВКЛЮЧАЕТ, СРЕДИ ПРОЧЕГО, ЗАКРЫТИЕ или реорганизацию ДЕСЯТОЙ части ШКОЛ ЛАТВИИ В БЛИЖАЙШИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА.
Однако если бы для решения проблем в сфере образования требовалось бы сокращение количества школ, то можно было бы сказать, что Эстонию, которая намного меньше по территории и населению, мы скоро догоним.
Согласно официальной статистике МОН, в 2021/2022 учебном году в Латвии насчитывалось 660 дневных общеобразовательных школ, из них 138 в Риге, 100 в Курземском районе, 82 в Латгальский регион, 44 в Рижском районе, 127 в Видземском районе и 76 в Земгальском районе. Всего в регионах насчитывается 429 школ (включая социально-коррекционные образовательные учреждения), среди которых достаточно большую нишу занимают так называемые маленькие сельские школы.
Всего в крупных городах, кроме Риги, насчитывается 93 дневных общеобразовательных школы. Изучив статистику МОН можно увидеть, что количество школ из года в год сокращается (исключение составляет лишь период с 2012 по 2014 год, когда в стране функционировало 807 школ). Если в нашей стране в 1998/1999 учебном году было 1074 школы, то путем простого арифметического действия нетрудно подсчитать, что за 23 года было закрыто 414 школ. Из них 50 начальных школ, 265 начальных школ, 86 общеобразовательных школ и 13 специальных учебных заведений.
Надежды на то, что закрытие маленьких школ позволит заполнить вакансии учителей в больших школах, не оправдались. Многие учителя-пенсионеры просто ушли на заслуженный отдых после закрытия школы. По данным Главного статистического управления, в 2012 году в общеобразовательных школах работало 23 230 учителей, в 2021 году – 21 204 учителя.
При этом в Эстонии 521 общеобразовательная школа, в которых работает более 14 000 учителей. [Вспомним, что на 1 января этого года в Эстонии проживало 1 357 739 жителей, в 2022 году у нас было 1 875 757 жителей] Сокращение количества школ в реформе системы образования соседней страны было важным, но далеко не единственным шагом. Одновременно с повышением качества образования Эстония пытается уменьшить социальное и экономическое неравенство в доступе к образованию.
Кроме того, «Организация эстонской школьной сети с самого начала обсуждалась в более широком контексте, не забывая при этом о главной цели обеспечения качественного образования с соответствующей учебной средой, материально-техническим обеспечением и реальными возможностями для привлечения квалифицированных педагогов и поддержки кадров», – сказано в обзоре за 2020 год «Оценка опыта Эстонии при передаче средних школ государству» исследователя аналитической службы Сейма В.Валтенбергса.
Успешная школьная реформа вряд ли обрушилась на эстонцев как дождь из кренделей с неба. Все это требует адекватного финансирования, но, согласно отчету ОЭСР об образовании Education at a Glance 2022 («Взгляд на образование 2022»), Латвия тратит на формальное образование от начальной школы до высшего образования на одного учащегося меньше, чем в среднем страна-участник ОЭСР.
Если страны ОЭСР тратят в среднем 10 032,35 евро на учащегося начальной школы и 11 525,63 евро на учащегося средней школы, то в Латвии эти цифры составляют 6 940,65 евро и 7 975,94 евро соответственно.
ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ НИЗКИХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ОЭСР.
Нет сомнений в том, что система образования, наряду с вопросом оплаты труда учителей, должна быть окончательно упорядочена. Однако хотелось бы увидеть экономически обоснованный план, разработанный совместно с самоуправлениями и взвешенный до мельчайших деталей, что конкретно и зачем будет сделано в этой оптимизации школьной сети. Как будет сокращаться разрыв между большими школами и маленькими сельскими школами (надеемся, что они все не исчезнут!)? Как будут привлекаться новые квалифицированные преподаватели?
В конце концов, я также хотела бы услышать более обширное объяснение того, какой министр образования и науки Анда Чакша (НЕ) действительно видит «ориентированную на ребенка и эффективную с точки зрения человеческих ресурсов» сеть школ?
Читайте также: Кариньш призывает педагогов к сотрудничеству вместо угроз