Мнение | Миф о «могучем» экономическом деятеле Вентспилса

BNN публикует мнение, которым с порталом ventspilnieks.lv поделился Юрис Оринскис.

Один из мифов говорит о том, что когда-то в Вентспилсе умели привлекать транзитные грузы. Но истина совсем иная. Единственное лицо, с которым российские коммерсанты уже давно не разговаривают и уже никогда не заговорят о новых грузах — нынешний de facto глава города.

По этой причине великий коммерсант является и единственным лицом, заинтересованным в плохих отношениях Латвии с Россией. Если бы начались конструктивные переговоры об обновлении экономических связей с большим соседом, сразу же выкристаллизовалась бы правда о том, что ни одно официальное должностное лицо России не хочет больше даже слышать об Айварсе Лембергсе. Даже в супер-зажиточные годы, когда транзитные грузы нескончаемым потоком текли по проложенным в советское время транзитным путям в латвийские порты, единственным заинтересованным в смутных отношениях с Россией был тот самый «великий экономист».

В тот период огромная часть прибыли текла мимо госбюджета в те же офшоры. Пользуясь нестабильными соседскими отношениями на уровне правительства Латвии, одна семья, возможно, втихую сорвала миллиард. Остается лишь удивляться, как за эти годы изменилось общественное сознание и понимание реальных событий в политике и экономике.

В любом случае, наконец-то всем, включая серьезных коммерсантов, стало совершенно ясно, что, если оставить у руля города хозяйствовавших тридцать лет политиков, ни один груз в Вентспилс не вернется.

Ничего не изменится и в экономических отношениях с соседними странами, но продолжится упадничество и разорение Вентспилсского порта и города.

Это понимают уже почти все реально мыслящие предприниматели в Латвии, России и Белоруссии. Нужно искать выход из тридцатилетнего регресса. И любые новые веяния в руководстве города могут принести лишь позитивные перемены. Любые! При сохранении влияния людей Лембергса в городе регресс в городе и порту продолжатся, прикрытые крупными, часто повторяющимися рекламами о строительстве ненужных мега-объектов, построенных, конечно, на средства государства, самоуправления и Европы. Позже эти объекты нужно будет содержать на деньги вентспилчан. Это и ежу понятно. В более-менее отдаленном будущем правительство перестанет сотрудничать с вентспилсскими чиновниками с сомнительной репутацией, новых проектов не будет. Россия уже лет пятнадцать не сотрудничает и переносит свой бизнес подальше. (…) Для вентспилчан настал крайний срок реально подумать о своем будущем, о будущем своего имущества, детей и внуков.

Думают ли в Вентспилсе о людях? Да, в Вентспилсе думали о приближенных к семье людях. Остальные могли быть беспрекословными слугами. Для тех, кто не хотел такими быть, все двери всегда были закрыты.

Еще в начале Атмоды Вентспилс был одним из первых городов в стране, в котором был ликвидирован молочный комбинат. Позднее — и хлебокомбинат. Лишним будет говорить, как это отразилось на крестьянах Вентспилсского района, чья произведенная сельскохозяйственная продукция вмиг перестала быть востребованной. В те времена еще не было альтернативных логистических цепочек, и люди из окрестных районов остались просто без работы и средств к существованию. Они были вынуждены ликвидировать свои сельские хозяйства, продавать свою землю за гроши.

Еще в конце советского периода, когда в другие города провели газопроводы, в Вентспилсе известный всем функционер был не в состоянии понять, что такое природный газ и что с ним делать. Так Вентспилс и остался без природного газа — самого дешевого, безопасного для природы и технологически наиболее простого в использовании вида энергии для производственных и отопительных нужд. Где же тогда был здравый разум и забота о «дорогих вентинях» нашего «великого экономиста»? В других городах обычные люди это поняли. В Германии этой осенью отмечался самый большой удельный вес использования природного газа как в промышленности, так и в секторе отопления частных домов. Немцы же умеют считать деньги. А наши «великие экономисты», как оказалось, не умеют ничего.

Существует также миф о расцвете транзитного бизнеса в Вентспилсе под руководством «гениального экономиста».

Он рассчитан на тех людей, которые не знают, что Вентспилс в советские времена был одним из крупнейших и наиболее развитых портов Советского Союза, через который в Европу и по всему миру протекали огромные потоки природных ресурсов. Если бы Вентспилс смог сохранить эту уникальную позицию хотя бы на 50%, с портовых доходов можно было бы выложить золотыми слитками все дороги в Латвии. Даже гравийные.

Даже не говоря о тогдашней прибыли Ventspils nafta, в иные удачные дни одно только предприятие LatRosTrans могло перевалить по путепроводу дизельного топлива (по этическим соображениям назову лишь приблизительные, чуть заниженные числа) около 175 000 тонн дизельного топлива. Если, как тогда поговаривали люди, на всем известные офшорные счета с каждой тонны перечислялись чистыми по 5 американских долларов, то даже первоклассник может подсчитать, что это почти миллион. И это продолжалось непрерывно, ежедневно, на протяжении многих лет! Параллельно был и еще больший поток нефти. Куда подевались эти денежные горы? Если даже политические партии спонсируются из других денег, о которых упоминал Валентин Кокалис.

Результат виден и ощутим. Вентспилсский порт остался почти пустой, крупные коммерсанты безвозвратно ушли, а вместо непрерывных потоков цистерн с нефтепродуктами на железной дороге теперь лишь изредка приходит пироконденсат, который в других цивилизованных портах не переваливают из-за невыносимого запаха бензола. Никакие установки рекуперации паров не могут устранить этот запах, иначе фильтрующие элементы придется менять постоянно. Содержание такого оборудования «съест» всю прибыль от соответствующей перевалки.

С полос управляемого семьей издания отстраненный мэр города вещает, что хорошие предприятия (то есть «семейные»), видите ли, уже установили эти системы рекуперации и давно их используют. Удачная самореклама. Если разобраться в сути дела, остается лишь улыбнуться. Все становится понятно, если взглянуть, как обеспечивается обслуживание тих систем. Будь то смена фильтрующих элементов пару раз в год (что в десять раз меньше необходимого) или обслуживание только электрооборудования система — эти системы рекуперации стоят, как говорится, лишь для рекламы и для галочки.

Конечно, к тем коммерсантам, которые не поделились пакетами с 30% акций, требования иные — гораздо более строгие.

Еще в Вентспилс приходят густые нефтяные парафиновые масла, которые в холодное время так загущаются, что железнодорожные цистерны приходится нагревать, чтобы добыть массу. Такие грузы другие порты тоже не хотят переваливать. Нагрев цистерн и труб, специальные насосы и дорогие технологии съедают всю прибыль. Поэтому и оставшиеся без профессионального руководства, не способные самостоятельно работать и добывать грузы, контролируемые семьей предприятия, пока они совсем не разорились, пытаются кому-нибудь продать. Такое будущее готовят вентспилчанам нынешние реальные представители городской власти, скрываясь за яркой рекламой и строящие в городе на европейские деньги помпезные объекты, которые затем придется содержать за счет денег налогоплательщиков.

Люди об этом не знают, мало кто анализирует факты по существу, поэтому мифы о «великом экономисте» все еще имеют свой рынок сбыта в серой массе избирателей.

Кроме того, большие средства самоуправления тратятся на поддержание этих мифов. К сожалению, это налоги самих же жителей, которые тратятся на то, чтобы их обмануть. У людей есть выбор. Конечно, одно самоуправление не сможет восстановить экономические отношения с соседними странами. Потребуется тесное сотрудничество государства со всеми портами, прагматичный и целенаправленный труд на будущее, в котором у всех нас будет возможность жить без экзистенциального страха, на собственные заработанные деньги и однозначно лучше!

Полная версия статьи доступна на сайте ventpilnieks.lv.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Новости

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!