Мнения: ложные мифы об экспорте

Хоть Латвия и вполне успешная страна Северной Европы, часть наших жителей уверены, что в Латвии «весь экспорт зависит от России» и наше спасение это низкие зарплаты. В феврале состоится форум Eksports. Imports. Attīstība. А пока представители Big event рассказали, какова ситуация на самом деле. 

Какое значение в экономике имеет экспорт в Россию

По данным Центрального статистического управления, в экспорте товаров доля России за последние годы существенно не превысила десятую часть объема экспорта (в 2010 году – 10,6%, в 2012 году – 11,4%, а в 2015 году – 8%). Для сравнения: в 1993 году экспорт в эту страну достиг 30% от общего объема. Интересно, что больше всего экспортируем в Россию алкоголь, объемы которого могут достигать почти половины от всего экспорта товаров в эту страну, поясняют представители Big event.

«Зато у России и стран СНГ важная роль в сфере железнодорожных перевозок. В целом в перевозках доминируют грузопотоки из Латвии и Балтии в страны Евросоюза. В железнодорожных перевозках Россия — крупнейший партнер: с ней связано почти девять десятых грузов», — рассказывает член правления логистической компании АО Sonora Улдис Батарагс.

Он поясняет, что причина простая: Россия ведь не только пункт назначения грузов, но и путь, по которому отправления дальше попадают в Центральную Азию и даже в Китай. А этот регион, в свою очередь, считается одним из самых интересных в плане поиска новых партнеров.

«Центральная Азия имеет большой потенциал», — подчеркивает Батарагс. Он добавляет, что много предпринимателей боятся начинать сотрудничество со странами этого региона, так как им присуща своя специфика. Но если знаешь нюансы или доверяешься профессионалам, тогда совсем не трудно завоевывать эти рынки, поясняет член правления Sonora.

Пропадет ли без шпрот вся рыбопереработка

«Если возникают проблемы в отношениях с соседней страной, то, конечно, тяжелее всего страдают отрасли и предприятия, которые по привычке ориентируются только на российский рынок и не заостряют свое внимание на альтернативах. Например, бóльшая часть рыбоперерабатывающих предприятий, чья традиционная продукция — шпроты, оценивают ситуацию как «драматическую», поскольку ухудшение отношений после 2014 года и закрытие российского рынка уменьшает возможности торговать также в Беларуси и Казахстане. Рыбопереработчики стараются переключиться на другие рынки, но это происходит медленно», — рассказывают представители Big event.

Генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Меньгелсоне говорит, что пищевая отрасль в целом понемногу адаптируется к новым обстоятельствам, разнообразит товары, создает новые продукты и диверсифицирует рынки. По мнению экспертов, наибольшие проблемы переработке доставляют устаревшие технологии и большая доля ручного труда.

Насколько большое преимущество — низкие зарплаты

Уровень доходов в Латвии постепенно растет. За последние двадцать лет средняя зарплата выросла в семь раз — с 86 евро в месяц в 1994 года до 603 евро в 2015 году.

«Это печальная новость для отраслей с низкой производительностью труда и, соответственно, с низкими зарплатами. Все меньше людей хотят вручную упаковывать шпроты. Поэтому иногда можно услышать идею о привозе малоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Вместо этого следует автоматизировать упаковку шпрот», — рассказывает экономист Банка Латвии Олег Красноперов.

Он подчеркивает, что это существенные инвестиции в производственное оборудование и технологии, но в будущем они окупятся. Постепенно теряя преимущества низких зарплат, структура экономики Латвии будет фокусироваться на отраслях с высокой добавленной стоимостью, которые требуют инвестиций и инноваций, подчеркивает экономист. Яркий тому пример в пищевой промышленности это ООО Karavela — владелец товарного знака Kaija. Владельцы этого ООО модернизировали производство и теперь могут предлагать западному рынку конкурентоспособные продукты.

На форуме Eksports. Imports. Attīstība («Экспорт. Импорт. Развитие») будет обсуждаться то, как геополитические потрясения последних лет меняют глобальную бизнес-среду и что делать предпринимателям, чтобы как можно лучше заменить привычные экспортные и импортные рынки.

Ref:224.112.112.5500

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости