«Если полгода просто игнорировать вопросы Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), то это некогда грозное ведомство капитулирует и просто прекратит начатую проверку. Эффективность этого метода в отношениях с БПБК на практике доказал отстраненный мэр Вентспилса Айварс Лембергс», — пишет портал Pietiek.
«У А. Лембергса многократно запрашивались дополнительные сведения об информации, прозвучавшей на пресс-конференции 8 июня 2016 года. А. Лембергс на запросы бюро так до сих пор и не ответил. Учитывая упомянутое, проверка была прекращена», — такой официальный ответ порталу предоставила исполняющая обязанности начальника БПБК Илзе Юрча.
Это значит, что БПБК полгода пыталось получить объяснения от Лембергса, а когда не смогло, то, вместо того чтобы прибегнуть к каким-либо более серьезным методам, просто прекратило начатую проверку. Позднее БПБК, впрочем, пояснило, что «прекращение» проверки не означает ее «окончание». Это означает нечто совсем другое, что БПБК не пояснило, пишет Pietiek.
«В указанное в ответе БПБК №1/7545 от 23.12.2016 касается конкретной проверки, которая сейчас не закончена, а прекращена, поскольку в данном случае важное значение имеют факты, которыми располагает упомянутое в письме лицо», — объяснила представитель бюро. «Полученная БПБК информация» также «накапливается и используется в дальнейшей работе».
Портал уже описывал, как энергично правоохранительные органы в середине прошлого года пытались «отфутболить» подальше необходимость проверить высказывания Лембергса на пресс-конференции 8 июня 2016 года о представителях БПБК, Бюро по защите Конституции (БЗК) и Службы госдоходов (СГД) — о Юрисе Юрашсе, Айгарсе Спарансе, Эдийсе Цейпе и Янисе Боровиксе — и о роли этих должностных лиц в «крышевании» контрабанды».
Публичные высказывания Лембергса касательно этих четырех лиц были нетипично прямыми и четкими. Если относительно работников СГД Цейпе и Боровикса Лембергс еще использовал фразы «мне говорят» и «не могу утверждать, что так и есть», то по поводу остальных двух высказывания были намного более прямыми.
«Контрабанда топлива, крыша — Спаранс. Он из Бюро по защите Конституции, руководитель службы внутренней безопасности, подчиняется только Майзитису. Он, значит, куратор и крыша всей контрабанды топлива», – сказал Лембергс о сотруднике БЗК Спарансе.
Портал пишет, что если к сказанному о Спарансе Лембергс добавлял «так мне рассказывали», то рассказ о Юрисе Юрашсе из БПБК был недвусмысленным: «Босс контрабанды сигарет — Юрашс. Это руководитель отдела оперативных разработок БПБК, который обеспечивает свой контроль системы очень простым способом. Если кто-то не делает так, как ему надо, то он идет к нему и говорит, у вас или там у вашего мужа, отца или брата, или еще кого-то серьезные проблемы».
С началом ведомственной проверки БПБК через два месяца после высказываний Лембергса подтвердил и начальник Полиции безопасности Нормундс Межвиетс. Межвиетс обещал, что будет предоставлена информация о результатах начатой ведомственной проверки, но пока Полиция безопасности молчит.
Как известно, Лембергс однажды говорил: «Я даже назову фамилии. У каждого направления контрабанды есть свой куратор из спецслужб. Куратор. По-русски «крыша».
Ну, например, босс контрабанды сигарет — Юрашс. Это руководитель отдела оперативных разработок БПБК, который обеспечивает контроль системы очень простым способом. Если кто-то не делает так, как ему надо, то он идет к нему и говорит, у вас или там у вашего мужа, отца или брата, или еще кого-то серьезные проблемы. И будут серьезные проблемы. Ну и этот человек делает так, как ему говорят. Молчит или что-то не замечает, что-то не читает или чего-то не делает. В СГД у него есть ведущий человек, который отвечает за это дело, который практически все это и обеспечивает. Напрямую. В этом процессе никакое руководство СГД, в смысле Петерсоне, не участвует.
Дальше контрабанда топлива, крыша — Спаранс. Он из Бюро по защите Конституции, руководитель службы внутренней безопасности, подчиняется только Майзитису. Он, значит, куратор и крыша всей контрабанды топлива. Так мне рассказывали, да. Я за руку не ловил, конечно же, я вам рассказываю.
И у него есть человек в Службе госдоходов. Один раз мне говорили, что это Боровикс, а в другой раз — что это Цейпе. Я не могу утверждать, что так и есть, да. Вот! Так что руководство Службы госдоходов и руководство министерства ничего там не контролируют», — цитирует Лембергса Pietiek.
BNN уже писал, что представитель БПБК Юта Стрике считает, что БПБК уже работало в пользу Лембергса. Она говорила, что прекращение т. н. дела олигархов говорит о том, что уходящий начальник БПБК Ярослав Стрельчонок не способен организовать расследование сложных и важных дел, к тому же он пять лет работал в пользу упомянутых в этом деле лиц.
Ref:224.112.112.5386