Несмотря на то, что сейчас министру внутренних дел Латвии Сандису Гиргенсу надо все силы прилагать к выполнению своих прямых обязанностей и мер по ограничению COVID-19, он, вопреки возражениям премьера Кришьяниса Кариньша, все же будет претендовать на пост президента Латвийской футбольной федерации (ЛФФ). Впрочем, пока кажется, что трата административных ресурсов на это себя не оправдала, поэтому министр проигрывает.
Рекламируя себя, Гиргенс использует в основном понятный всем аргумент о борьбе с коррупцией. Министр внутренних дел обещает ликвидировать коррупцию, растрату госсредств, проблему договорных матчей и другие скверные вещи, якобы существующие в латвийском футболе. Но для борьбы с этими недостатками вовсе не надо быть во главе ЛФФ, неважно, с или без зарплаты, ведь борьба с преступлениями в любой сфере жизни, в том числе в футболе – прерогатива Государственной полиции.
Еще в 2016 году вступили в силу поправки в Уголовный закон, вводящие уголовную ответственность, включая тюремное наказание, за манипуляции с результатами спортивных игр. Если уж министр Гиргенс так переживает за преступления в футболе, то в его распоряжении уже более года имеется весьма эффективный инструмент для борьбы.
Похоже, что футбол не особо жаждет оказаться под руководством Сандиса Гиргенса. В ЛФФ 137 членов. Согласно уставу федерации, кандидату необходимо минимум 10% подписей членов на заявлении об участии в выборах. Гиргенс набрал лишь 15 подписей, тогда как его соперника Вадима Ляшенко поддерживают 103 члена ЛФФ. Значит, Гиргенсу нелегко дался этот необходимый минимум, позволяющий претендовать.
Разумеется, не исключено, что в последний момент на умы членов федерации может повлиять все еще влиятельный в мире футбола Гунтис Индриксонс, который, как говорят, является невидимым ментором Гиргенса. Но в таком случае возникает вопрос: зачем ему это? почему Гиргенс с таким упорством бросается в, судя по текущей ситуации, уже проигранный бой? Может быть, правы те, кто считает, что попытка ЛФФ привлечь «игрока» структуры внутренних дел высшего уровня, объясняется желанием прикрывать свой зад в случае чего.
Вероятной причиной могут быть также денежные средства и закупки ЛФФ. Известно, что статьи доходов и расходов в проекте бюджета ЛФФ на 2020 год составляют 7,3 млн евро.
На то, что в закулисье ЛФФ идет жестокая борьба за должность президента федерации, недавно указывал и депутат Артус Кайминьш, который без купюр озвучил всем известный, но скромно замалчиваемый факт о том, что большую роль в ЛФФ играет строительство, а именно закупки, которые тоже могут быть причиной большого стремления на эту должность. Еще Кайминьш сказал, что если Гиргенс хочет претендовать на пост президента ЛФФ, то ему не следует быть в кресле министра.
В возможности совмещать эти две должности усомнился и глава правительства Кришьянис Кариньш. Премьер весьма резко высказался: «Не считаю, что это хорошо, поэтому ему нужно выбирать – либо работать в правительстве, либо в спортивной федерации. Это две разные вещи. С одной стороны, Гиргенс отвечает за сферу внутренних дел, а с другой — это [должность руководителя федерации] лоббирование, чтобы убеждать правительство вкладывать больше денег в одну сферу. Мне не кажется, что это совместимо».
Мнение премьера Гиргенс игнорирует. Может, министру известна некая тайная закулисная информация, позволяющая ему быть уверенным в благоприятном исходе выборов президента ЛФФ? Тогда это ничем не отличается от того, что он сам осуждал, — манипуляции с результатами спортивных игр. В этом контексте интересным кажется и предположение Гиргенса, что его могут попытаться лишить доступа к гостайне, поскольку на него «постоянно нападают» и пытаются связать со шлесерсами, абдулмуслимовыми, рависами и индриксонсами.