С целью не допустить референдума о введении в Латвии евро правящая партия «Единство» может пойти на уступки связанному с влиянием Айвара Лембергса оппозиционному Союзу «зеленых» и крестьян (СЗК), и заключить договор о закупке новых поездов с испанским предприятием Construcciones y Auxiliares de Ferrocariles S.A. (CAF).
В качестве компромисса Министерство сообщения может заключить контракт не с АО Pasažieru vilciens, как было до этого, а с другой дочерней компанией Latvijas dzelzceļš — LDz Cargo, сообщает портал Pietiek.
По информации портала, результатом потенциального соглашения между «Единством» и СЗК может стать поддержка премьер-министра Валдиса Домбровскиса новому контракту на поставку поездов на сумму 100-140 миллионов евро, который достался бы CAF и АО Rīgas vagonu rūpnīca (Рижский вагоностроительный завод, RVR).
В отличие от предыдущего договора, провалившегося из-за возражений Еврокомиссии, софинансирование в размере 100 миллионов евро со стороны Фонда Кохезии ЕС на сей раз не предусмотрено. Договор о новых поездах могла бы заключить фирма LDz Cargo, которая потом сдавала бы их в аренду PV.
LDz Cargo может быть вовлечена в эту сделку по той причине, что это единственная дочерняя фирма LDz, которая работает с прибылью и финансовые потоки которой позволяют получить кредит в 100-140 миллионов евро.
Взамен «Единство» потребует от СЗК перестать ставить палки в колеса введению в Латвии евро в 2014 году.
Неофициально подобная политическая сделка объясняется тем, что такой вариант позволит Латвии избежать процесса в Стокгольмском арбитражном суде, который был инициирован CAF в связи с расторжением предыдущего договора.
В АО Pasažieru vilciens (PV) не стали отрицать, что идет поиск новых решений, которые позволили бы все-таки купить поезда без финансирования из фондов ЕС. Однако в PV не уточнили, рассматривается ли версия аренды поездов у LDz Cargo, который бы приобрел их у CAF.
«Версий несколько – аренда, финансовый лизинг и др. Главная установка, чтобы эта сделка (если таковая состоится) была бы финансово выгодной для как предприятию, так и всему государству в целом, ведь мы на 100% принадлежим государству», — признала пресс-секретарь PV Яна Приедниеце. Она пообещала, что финансовые расчеты будут поданы на рассмотрение в Министерство сообщения, как только будут закончены. Именно это ведомство должно будет решить, как действовать дальше.
По ее словам, до середины января PV и CAF проходят процесс медиации в Стокгольме, где ведутся дискуссии о договоре, заключенном 2 апреля этого года.
67% акций RVR принадлежит зарегистрированной на Кипре фирме Mysea Enterprises Limited, с которой связывают бывшего владельца Latvijas krājbanka Владимира Антонова и Айвара Лембергса. Впрочем, официальное подтверждение этой информации Pietiek получить не удалось.
Как сообщалось ранее, согласно проекту закупки до 2015 года планируется приобрести 34 новых электрички и семь дизельных поездов.
Ref: 102.104.104.3381