Один из способов повышения доходов госбюджета – введение портовой пошлины. Такое предложение на рассмотрение партнерам по коалиции выдвинула «Партия реформ» и контролируемое партией Министерство экономики.
Предложение предусматривает, что дополнительные выплаты в бюджет должны вносить не работающие в портах предприятия, а руководство портов, отчисляя часть полученных доходов. Таким образом введение портовой пошлины не уменьшит конкурентоспособность латвийских портов, а взносы портов в госбюджет будут зависеть от результатов работы, сообщает ПР.
Министерству финансов и партнерам по коалиции предложено оценить два варианта обеспечения госбюджету дополнительных средств от портовой деятельности. В частности предложено дополнить 14 статью закона «О портах» пунктом, определяющим, что в госбюджет должен уплачиваться определенный процент (в пределах 10-30%) от выплат, которые получает порт. Второй вариант предусматривает введение платы, похожей на дивиденды – то есть выплату определенного объема средств, составляющего разницу при превышении доходов над расходами.
«Сейчас прибыль портов никак не поступает в госбюджет, в отличие от прибыли, например, таких крупных государственных компаний, как Latvijas valsts meži, Latvijas dzelzceļš и других. Аргумент, что в случае предприятий действует другая форма управления, не имеет оснований и не может стать препятствием в данном случае», – считает председатель комиссии Сейма по делам Европы Занда Калниня-Лукашевица.
И Госконтроль, и специалисты Всемирного банка указали на многочисленные проблемы как в управлении латвийских портов, так и в использовании полученной прибыли. Полученные благодаря государственной инфраструктуре и благоприятным налоговым условиям доходы портов сейчас используются непрозрачно, с сомнительной эффективностью. В связи с этим тормозится и предпринимательская деятельность, и развитие портов.
«Полученные дополнительно средства бюджета, которые ежегодно могут составлять несколько миллионов латов, можно было бы направить на дополнительные инициативы, чтобы уменьшить социальное неравенство и способствовать общему экономическому развитию и благосостоянию всех жителей», – подчеркнула депутат.
В Латвии работают три крупных порта – в Вентспилсе, Риге и Лиепае, в пользование которым передана стратегическая общественная инфраструктура. За ее использование с клиентов портов взимается плата, но доходы, полученные от использования этой инфраструктуры и другой деятельности портовых управлений, не попадают в госбюджет, поясняет партия.
Таллинский порт ежегодно платит в бюджет Эстонии два вида выплат: дивиденды и налоги. В целом в 2012 году государство получило от порта 42,8 млн евро, в том числе 33,8 млн евро в виде дивидендов.
По данным Министерства экономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов.
Как сообщалось ранее, весной этого года, после ревизии в Управлении Рижского свободного порта Госконтроль опубликовал информацию о том, что в период с 2009 по 2011 год было разбазарено 41 млн латов.
В настоящее время Всемирный банк проводит исследование о работе и конкурентоспособности латвийских портов. В то же время новейшие данные статистики указывают на то, что оборот латвийских портов падает. То же происходит и с индексом конкурентоспособности. Главными недостатками в работе управлений портами эксперты Всемирного банка называют отсутствие анализа о работе конкурирующих портов, об эффективности работы терминалов и грузовом потоке. На презентации предварительного доклада экспертов Всемирного банка отмечалось, что за последние десять лет латвийские порты утратили значительную долю рынка в своем регионе – с 37% в 2000 году до 21% в 2012.
Кроме того, аналитики уделили особое внимание использованию портовых территорий, отмечая, что сейчас аренда земли осуществляется непрозрачно, не проводятся открытые конкурсы, отсутствуют критерии использования земли и минимальные требования относительно активной деятельности на ней. Чтобы добиться улучшений в работе портов, Всемирный банк уже сейчас рекомендует начать вносить изменения в систему управления портами, обеспечить прозрачную аренду портовых территорий, объявить открытые конкурсы на аренду земли и осуществлять мониторинг деятельности терминалов, чтобы выяснить, соответствует ли их деятельность изначально поставленным целям.
102.108.108.5068