Ни предприниматели, ни представляющие их ассоциации вообще не понимают, для чего нужны изменения в Закон “О портах”, сказали порталу BNN по поводу предусмотренных Минтрансом Латвии поправок главы трех крупных ассоциаций портовых предприятий.
Министерство транспорта Латвии выступило с предложением поменять модель управления портами на хозяйственные общества, мотивируя это рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о лучшем управлении. Однако у предпринимателей или тех, кто сейчас работает в портах, есть ряд возражений, а также идей относительно улучшения нынешнего предложения.
«Годами действовала система с муниципальными и государственными представителями в правлениях портов. Хорошо ли, плохо ли, компетентно или некомпетентно, но работа двигалась вперед и всем были известны “правила игры”. Нам до сих пор никто так и не объяснил, зачем нужно было вносить эти изменения в закон», — высказался председатель Латвийской ассоциации стивидорных компаний Улдис Папанс.
Он подчеркнул, что большие сомнения относительно эффективности поправок вызваны тем, что не проведено никакой экономической оценки, которая бы показала, что в итоге получат государство, муниципалитеты и предприятия.
Между тем председатель правления “Балтийской ассоциации — транспорт и логистика” (БАТЛ/BATL) Иварс Ландманис отметил: «То заключение, которое заказал Минтранс, было больше юридическим, то есть о том, что порты погут переходить на форму хозяйственного общества. Там даже было указано, что многие рекомендации ОЭСР уже учтены при нынешней модели».
«Возникает вопрос: почему, не проанализировав экономическую выгоду хозяйственного общества, мы теперь переходим на хозяйственное общество и будем соблюдать хорошие принципы ОЭСР, касающиеся хозяйственных обществ, вместо того чтобы немного улучшить то, что есть сейчас?» — сказал председатель правления БАТЛ.
Председатель Ассоциации арендаторов Лиепайского порта Янис Элертс тоже подчеркнул, что вопрос предпринимателей к государству следующий: «Что вас не устраивает? Какая будет выгода в результате изменений? Если речь о том, что нужно что-то улучшить, то что конкретно?»
Латвийская ассоциация стивидорных компаний, “Балтийская ассоциация — транспорт и логистика” и Ассоциация арендаторов Лиепайского порта направили письмо министерствам с просьбой включить три важнейших, по мнению предпринимателей, предложения:
Заработанные деньги остаются только порту, на его развитие.
Исключить наступление последствий конкуренции между предпринимателями и государством.
Задействовать портовых предпринимателей в принятии решений в порту.
Комментируя просьбу прописать в законе то, что заработанные деньги остаются только порту, Папанс подчеркнул: «Пока нет уверенности, что все деньги, которые будут заработаны в новом образовании [хозяйственном обществе], не пойдут на другие нужды государства. Ведь после вступления в силу изменений решать будет государство. Поэтому есть такое опасение, что, к примеру, если в бюджете не хватит денег на зарплаты какой-либо категории, то государство посмотрит, что в портах довольного много денег и будет “черпать” оттуда. Тогда эти деньги не будут вкладываться в развитие порта. В законе это не прописано четко».
Читайте также: Портовые города Латвии не согласны с изменениями в управление портами
Говоря о создании предпринимательской деятельности со стороны государства, Папанс сказал, что и это не прописано в поправках. «Сейчас все ясно: предприниматели оказывают каждый свои услуги. Представьте, что однажды Минтранс решит, что можно заработать, например, предлагая в портах стивидорные услуги. Государство со своей компетенцией, возможностями, ресурсами, конечно, будет вне конкуренции и предложит лучшие цены, условия. Но тогда получится, что предпринимателям придется закрывать свои компании и идти домой».
Элертс тоже не понимает, зачем государству пытаться создавать конкуренцию частным компаниям, которая на данный момент вполне возможна.
Папанс подчеркнул, что предпринимателям «очень нравится нынешний порядок, когда в правлении Лиепайского порта участвуют и представители предпринимателей». То есть на заседаниях, обсуждениях есть кто-то, кто знает, будут ли на самом деле работать планируемые изменения, новшества, и может вовремя разъяснить, рассказать, что будет работать, а что — нет.
Однако Министерство транспорта не учло предложения, они даже не отражены в справке о возражениях в заключениях, сказал Ландманис.