Высшие ревизионные учреждения (ВРУ) Эстонии, Латвии и Литвы завершили совместную ревизию, в ходе которой был сделан вывод о том, что обязанности и ответственность, а также процедуры управления проектом Rail Baltica определены.
Тем не менее, недостатки в управлении проектом представляют риск того, что проект превысит согласованный бюджет и график реализации.
Проект Rail Baltica является крупнейшим инфраструктурным проектом в истории независимости стран Балтии. Стоимость железнодорожной линии протяженностью 870 километров от Таллина до литовско-польской государственной границы в настоящее время оценивается в 5,79 миллиарда евро. Проект софинансируется Европейским союзом из Фонда объединения Европы примерно в размере 85%. Бенефициарами проекта Rail Baltica являются ответственные за реализацию проекта министерства в каждой из участвующих стран и совместное предприятие АО RB Rail согласно соответствующим Соглашениям о субсидировании.
До настоящего времени исполнителям проекта не удалось обеспечить, чтобы действия, подтвержденные в Соглашениях о субсидировании из Фонда объединения Европы, были выполнены согласно утвержденному графику и первоначальному сметному бюджету. Действия всего проекта Rail Baltica на полтора года отстают от графика, оговоренного в Соглашениях о субсидировании. По оценкам АО RB Rail в июне 2019 года, реализация проекта может задержаться до марта 2030 года, если возникнут риски и финансирование не будет доступно соответственно необходимости. Тем не менее, бюджет, рассчитанный в анализе затрат и выгод в 2017 году, и официальный срок – 2026 год – остались неизменными.
Читайте также: Работники RB Rail считают, что проект в критической ситуации
Согласно подсчетам бюджет по первому подписанному Соглашению о субсидировании будет превышен на 59,3 млн евро, а средств согласно второму Соглашению о субсидировании будет потрачено на 0,231 миллиона евро меньше.
Правовой анализ показал, что структура реализации проекта не противоречит законодательству стран Балтии, и не обнаружил значимого внутреннего конфликта интересов в структуре управления согласно закону.
Однако анализ также показал, что не существует эффективного механизма для разрешения тупиковых ситуаций, когда бенефициары проекта Rail Baltica – министерства – не могут прийти к единому решению. У стран Балтии были разные мнения об управлении проектом, например, о выборе наилучшего решения для финансирования АО RB Rail или модели управления инфраструктурой, и эти трудности в принятии решений привели к пустой трате времени.
ВРУ также обнаружили, что все три страны Балтии включили необходимые финансовые средства для проекта Rail Baltica в планирование среднесрочного государственного бюджета, но ни одна из них не подготовила долгосрочный план финансирования проекта до его завершения. Также у стран нет официально утвержденных планов по обеспечению самофинансирования проекта в случае, если стоимость реализации проекта будет выше, чем предполагалось, и/или софинансирование Европейского союза будет ниже, чем предполагалось.
В ходе ревизии было выявлено, что AО RB Rail разработало систему проведения закупок и управления договорами и что правила проведения закупок и управления договорами со временем были усовершенствованы. АО RB Rail также внедрило систему контроля качества и находится в процессе разработки системы управления рисками.
ВРУ дали рекомендации АО RB Rail, их акционерам и бенефициарам проекта Rail Baltica – трем министерствам, отвечающим за транспорт в каждой из стран. Основными рекомендациями являются согласование четких правил принятия решений для проекта Rail Baltica на всех уровнях реализации проекта и четких планов управления изменениями и рисками, чтобы снизить риск несоблюдения сроков и превышения бюджета проекта. Также рекомендуется планировать долгосрочную доступность финансирования из государственного бюджета для проекта, в том числе на тот случай, если затраты на проект возрастут или финансирование Европейского Союза будет ниже запланированного. Ревизируемые организации в целом согласились с рекомендациями, сделанными в ходе ревизии. Тем не менее, представленные ими ответы на ревизию свидетельствуют о нежелании ответственных министерств планировать финансирование проекта до завершения его реализации.
6 сентября 2018 года государственные контролеры Эстонии, Латвии и Литвы подписали соглашение о проведении совместной ревизии проекта Rail Baltica. Целью совместной ревизии была оценка управления системы внутреннего контроля и проведения государственных закупок проекта Rail Baltica.
В ходе совместной ревизии была проведена оценка того, является ли система проведения закупок и управления договорами проекта Rail Baltica достаточно эффективной, чтобы обеспечить эффективную и экономичную реализацию проекта. Использование средств из государственного бюджета также было в центре внимания совместной ревизии. Объектами совместной ревизии были совместное предприятие АО RB Rail, ответственное министерство каждого государства и другие организации, участвующие в реализации проекта в Эстонии, Латвии и Литве.
ВРУ Эстонии, Латвии и Литвы также провели государственные ревизии реализации проекта Rail Baltica в каждом государстве, две из них параллельно с международной ревизией проекта. В Литве отчет о ревизии был опубликован в 2018 году, в Эстонии – в 2019 году, а в Латвии отчет о ревизии будет опубликован в 2020 году.
Временный исполнительный директор и председатель правления АО RB Rail Агнис Дриксна: «Реализация проекта Rail Baltica к 2026 году – все еще наша цель. Мы определили главные условия, необходимые для ее достижения, включая улучшенное принятие решений на этапах проектирования и строительства, а также своевременную доступность финансирования. Если эти условия будут эффективно исполняться, то проект Rail Baltica будет готов в назначенный срок».