Хотя бесконтактные расчеты среди жителей Латвии уже стали новой платежной привычкой, в обществе все еще распространены мифы о надежности бесконтактных платежей, сообщила консультант по коммуникациям Ассоциации финансовой отрасли Илзе Витола.
Ассоциация обобщила наиболее часто задаваемые вопросы покупателей и торговцев о бесконтактных платежах.
1. Что произойдет, если бесконтактная или устройство украдено? Вор сможет потратить все деньги?
Если вдруг карта потеряна или она попала в руки вора, следует немедленно связаться с банком и заблокировать ее. Если потеряно устройство для бесконтактных расчетов, например, мобильный телефон, необходимо деактивировать мобильные бесконтактные платежи на карте.
При бесконтактных расчетах с использованием устройства покупатель подтверждает платеж PIN-кодом или использует биометрические данные — отпечаток пальца или идентификацию лица, что гарантирует максимальную дополнительную защиту.
Банк тщательно изучает каждый случай, когда был произведен ненадежный или неавторизованный платеж — в таких случаях покупатель имеет право на возврат денег в 100% объеме. При совершении покупки пользователь карты просто прикладывает ее к терминалу и оплата покупки на сумму до 25 евро производится без введения PIN-кода.
Независимо от суммы в целях безопасности PIN-код все же иногда придется вводить и за мелкие покупки, чтобы убедиться, что картой пользуется ее настоящий владелец.
2. Могут ли деньги с бесконтактной карты случайно сняться, если пройти мимо считывающего терминала? Может ли вор украсть деньги с карты, используя специальное устройство?
Обычно радиус действия карточного терминала составляет 1-2, максимум 4 см. Поэтому вору с подобным устройством придется приблизиться к кошельку очень близко, его нужно засунуть в сумку человека или в карман брюк. Но даже если попытаться это сделать, деньги не сразу попадут на счет мошенника. Каждый карточный терминал, принимающий бесконтактные расчеты, должен быть зарегистрирован, с обслуживающим банком должен быть подписан договор. Так что любая бесконтактная сделка отслеживаема.
3. В безопасности ли данные, хранящиеся на бесконтактной карте? Возможно ли похитить данные карты и совершить покупки в интернете?
Во время бесконтактного расчета данные с карты, например, имя, фамилия и трехзначный номер с обратной стороны карты, используемый для интернет-покупок, не передаются.
При покупках в интернете банк предлагает систему безопасности 3D Secure, включающую в себя проверку пользователя паролем, который выбирает сам владелец карты и без которого сделка невозможна.
4. Можно ли случайно оплатить покупку дважды? Как можно убедиться, что платеж произведен?
У каждого бесконтактного платежа есть уникальный одноразовый номер, поэтому платеж невозможно совершить дважды или намеренно его дублировать. Если платеж совершен и подтвержден, торговец и покупатель получают такую же гарантию оплаты, как при введении карты в терминал с введением PIN-кода.
5. Как происходят бесконтактные платежи?
В Вашем распоряжении есть бесконтактная карта или устройство (телефон, браслет или мобильная наклейка), в которую встроена радиоантенна.
— В банке или в телефонном приложении необходимо подключить функцию бесконтактных платежей.
— Платеж осуществляется бесконтактной картой или устройством, для чего их нужно приблизить к POS-терминалу, который, улавливая радиосигнал антенны, во процессе оплаты передает уникальный платежный код.
— Звуковой сигнал «пиик» и чек являются подтверждением удачной покупки.