Уже пятый год закон об управлении государственными долями капитала и предприятиями служит инструментом для повышения зарплат членам правлений госкомпаний, так как используются самые разные подходы и толкования. К такому выводу пришел Государственный контроль, проведя ревизию с целью выяснить, достаточное ли законодательство по зарплатам членов правлений государственных компаний.
Госконтроль заключил, что в этом законодательстве имеются недостатки, из-за которых при установлении зарплат правлений можно руководствоваться разными принципами или заниматься вольной интерпретацией.
Собрав информацию о зарплатах членов правлений 65 госкомпаний и 14 зависимых компаний, Госконтроль констатировал, что держатели долей капитала (или совет) при установлении зарплат правлению вообще по-другому или неверно толковали закон и таким образом допустили, что члены правления получают непредусмотренную в Законе “О долях капитала” финансовую выгоду.
Госконтроль убедился, что Latvenergo и Latvijas Valsts meži, неверно истолковав правовые нормы, заключали с зависимыми компаниями трудовые договоры, хотя должны были заключать другой тип договора. А Latvijas dzelzceļš установил неверную пропорцию единого вознаграждения членам правления зависимой компании, которые одновременно занимают две должности. Таким образом, члены правлений 9 зависимых компаний получают более высокое вознаграждение, чем предусмотрено законом, поэтому за неполные три года необоснованно израсходовано 312 тыс. евро.
Госконтроль разработал предложения для Кабинета министров, чтобы обеспечить соблюдение требований нормативного регулирования и стандартов практики хорошего корпоративного управления в принадлежащих государству компаниях.