Решение разрешить строительство в порту латвийской столицы терминала по перевалке минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal (RFT) было принято Рижской думой за 370 секунд дебатов. По поводу самого терминала никаких проблем нет, вопросы вызывает то, что из 2 млн. тонн годового оборота свыше половины приходится на опасный груз – аммиачную селитру.
Стоит отметить, что среди 9 классов опасных грузов аммиачная селитра в Международном кодексе по опасным грузам занимает почетное 5 место, опережая среди прочих таких «коллег», как токсичные, инфекционные вещества и радиоактивные материалы.
Кроме того Рижская дума дала отмашку, чтобы от границы Латвии в ее столицу ежегодно следовали 1 050 000 тонн аммиачной селитры, или примерно по железнодорожному составу в день. Более того, столичное самоуправление разрешило единовременно хранить на складах RFT 90 000 тонн селитры – ни в одном другом порту мира такая практика не применяется.
И хотя генеральный директор «Уралхима», который осуществляет строительство RFT, Дмитрий Коняев в интервью газете «Бизнес & Балтия» старательно защищал проект и указал, что проект строительства RFT не нанесет вред окружающей среде, международные данные говорят об обратном. По заключению Международного социально-экологического союза и Независимого экологического рейтингового агентства, предприятие «Уралхима», расположенное в Кировской области, являлось лидером региона по загрязнению окружающей среды. На его долю приходилось 44% объема загрязняющих веществ, сбрасывавшихся в реку Кама.
Утверждения Коняева также противоречат словам главы российской Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николая Кутьина, который в интервью радио «Business FM» прямо заявил, что допускает коррупционную схему проведения экспертизы нового производства на принадлежащем «Уралхиму» Кирово-Чепецком химическом комбинате, поэтому потребовал проведение новой экспертизы.
Представитель «Уралхим», Коняев, отметил, что «после реализации проекта [Riga Fertilizer Terminal] в Риге будет создано 150 новых рабочих мест». Он также пообещал обеспечить государство и столицу дополнительными средствами в размере 21,43 млн. латов, хотя не совсем понятно, каким образом «Уралхим» намерен получить эту сумму.
Даже при осуществлении утопического сценария, допустив, что будут достигнуты идеальные налоговые условия, а предприятие сохранит 100% мощности, 21 млн – слишком смелая цифра. Стоит также отметить, что в Латвии действует закон «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах», который предусматривает до 80% скидку на налог на прибыль и налог на недвижимость. Неужели руководитель «Уралхим» собирается отказаться от нее?
И хотя прозвучало утверждение, что аммиачная селитра или нитрат аммония – не более чем безопасное минеральное удобрение, французский город Дьепп, а котором проживает в 25 раз меньше жителей, чем в Риге, от такого проекта отказался. Во Франции проект «Уралхима» обсуждали политические партии, парламентарии, депутаты самоуправления, СМИ, активисты Международного социально-экономического союза, а жители Дьеппа протестовали лозунгом: «Против «Уралхима» — за здоровье наших детей!».
Стоит добавить, что в Риге место, на котором планируется построить терминал – склад окружают терминал сжиженного газа, два нефтяных терминала, а также терминал по перевалке химических веществ. С кранов, работающих на территории этих терминалов, хорошо виден центр Риги. А 300 км дороги от границы с Россией в столицу Латвии через всю Латгалию практически не охраняются.
Полную версию статьи можно прочитать здесь.