Рижский суд в пятницу постановил признать ООО Rīgas mikroautobusu satiksme (RMS) неплатежеспособным, в связи с чем пассажирские перевозки на обслуживаемых компанией маршрутах больше осуществляться не будут.
Заявление о признании неплатежеспособности подала в суд сама компания. Решение суд обжалованию не подлежит. Администратором процесса неплатежеспособности назначен Юрис Мичеревскис.
Как известно, в конце июня в суде было возбуждено дело о правовой защите RMS. До 29 августа предприятие должно было подать в суд утвержденный вместе с кредиторами план процесса правовой защиты, но этого не произошло.
Представитель RMS Майя Лаздиня сообщила, что спад пассажиропотока в период пандемии Covid-19 существенно сократил доходы компании, поэтому в сентябре 2020 года компания обратилась к муниципальному предприятию ООО Rīgas satiksme с просьбой повысить установленную в договоре стоимость услуг предприятия, как то предусматривают условия договора.
Достичь соглашения не удалось.
В середине лета было достигнуто соглашение о возможном расторжении договора и о перенятии маршрутов, однако в последний момент правление Rīgas satiksme изменило решение, что привело в тому, что уже с пятницы, 9 сентября услуги больше не будут доступны.
«Такое решение принял администратор процесса неплатежеспособности», — указала Лаздиня.
Согласно опубликованным данным о компании, она обеспечивала пассажирские перевозки в Риге по 11 маршрутам:
- Вокзальная площадь — Вецдаугава;
- Югла — Плявниеки;
- Кенгарагс — Пурвциемс;
- Центральный вокзал — Дрейлини;
- Центр — Кенгарагс;
- Центр — Зиепниеккалнс;
- Центр — Золитуде;
- Центр — Даугавгрива;
- Межциемс — Шампетерис;
- Иманта — Плявниеки;
- Межциемс — Больница им. Паулса Страдиньша.
Лаздиня указала, что за два года, с 2020 года, когда RMS обратилось к Rīgas satiksme в с просьбой повысить установленные в договоре цены на услуги компании-подрядчика, общие убытки предприятия достигали 4,;5 млн евро.
Спад пассажиропотока в период пандемии COVID-19 составил 70%.
В апреле нынешнего года было получено заключение экспертной комиссии, в котором было указано, что спрос на изменение платы за услугу обоснованный, и что у Rīgas satiksme есть основания пересмотреть плату за услуги, при необходимости обосновав расходы подтвердительными документами.
Как указала Лаздиня, информации о том, какое из обоснований позиций расходов на взгляд Rīgas satiksme оказалось недостаточным, не поступило, а повторно поданные RMS обосновательные документы так и не были рассмотрены.
По мнению RMS, разногласия между RMS и Rīgas satiksme о выполнении договора в других аспектах не оправдывает невыполнение соглашения со стороны Rīgas satiksme, которое фактически привело к неплатежеспособности RMS.
«За два года мы убедились, что это делалось умышленно и любые аргументы и недостатки в выполнении договора приводились в качестве оправдания незаконного отказа внести изменения в цены услуг», — указала представитель RMS.
«Даже после поданных в июне счетов о расходах на топливо RĪGAS SATIKSME они не показались достаточным основанием, чтобы признать рост цен на топливо, влияние этих расходов и необходимость пересмотреть цены на услуги RMS.
За девять лет, с 1 мая 2013 года по август нынешнего года, когда по маршрутам Риги начали курсировать первые экспресс-бусы RMS, компания перевезла 75,5 млн пассажиров.
Член правления RMS Даце Айзупиете указывает, что с 2013 года в RMS проработали 1 203 водителей экспресс-бусов, часть из них отработали в компании с первого дня и до конца.
Айзупиете поблагодарила сотрудников компании и пассажиров, которые пользовались услугами RMS.
С 1 мая 2013 года по сентябрь 2021 года водители экспресс-бусов RMS проехали по рижским маршрутам 102 508 978 км.
Компания RMS была зарегистрирована в 2013 году, ее основной капитал составил 1 млн евро. Согласно сведениям с сайта Firmas.lv, Rīgas mikroautobusu satiksme принадлежит ООО B-Bus, истинным бенефициаром которого является Виталий Комар.
Оборот предприятия в 2020 году составил 4,776 млн евро, что в 3,2 раза меньше, чем годом ранее, а также компания понесла убытки в размере 1,87 млн, тогда как в 2019 году работала с прибылью.
В прошлом году оборот продолжал сокращаться — до 3,68 млн евро, а убытки достигли 1,80 млн евро.