Несмотря на напряженную ситуацию в России и антироссийские санкции, Управление Рижского свободного порта подготовило бюджет на 2015 год, в котором учтены и рост грузооборота, и крупные расходы на свои нужды — новые служебные автомобили, плавательные дорожки и праздничные шоу для сотрудников, а также программа для рекламы за полтора миллиона.
Представители Рижской думы в порту поддерживают проект бюджета, поскольку доверяют подсчетам управляющего Леонида Логинова, передает телепередача Nekā personīga (TV3).
Государственный контроль еще пару лет назад упрекал Рижский свободный порт в нецелесообразных тратах. По его подсчетам, в период с 2009 по 2011 гг. Управление Рижского свободного порта потратило 41 млн латов. Много денег ушло на премии, подарки и медицинское страхование. Порт обещал исправиться и учесть рекомендации. Но, как следует из оказавшегося в распоряжении телепередачи проекта бюджета, в политике порта ничего не изменилось. Расходы лишь растут, как и требования сотрудников к комфорту.
Так, в следующем году на услуги оздоровительного характера порт зарезервировал 50 000 евро, на рождественскую елку — 41 000, а на покупку спортивного инвентаря и одежды — 25 000 евро. Свободный порт запланировал объемные закупки техники: планшетные компьютеры на сумму 33 000, компьютеры на сумму 31 000 и еще 16 000 евро — на серверы. За полмиллиона евро планируется пополнить автопарк. 1,2 млн порт хочет израсходовать на строительство административного здания портовой полиции.
Также порт запланировал немало средств на нужды Риги, спортивные соревнования, а также на укрепление берегов Кипсалы. На Кипсале не происходит погрузка/разгрузка ни наливных, ни сыпучих грузов. Здесь расположен жилой район, но свободный порт планирует укрепить и этот берег. В 2014 году на эти цели порт израсходовал 1,2 млн евро. В следующем году планирует потратить еще один миллион.
Порт запланировал инвестиции и в железную дорогу на Кундзиньсале: за 1,8 млн будет строить новую ж/д станцию, более двух миллионов потратит на ремонт имеющихся рельс и стрелочных переводов и еще неполный миллион на строительство новых подъездных путей к терминалам действующих стивидоров.
Необходимость инвестиций в железную дорогу председатель правления объясняет необходимостью привлекать новые грузы, а укрепление берега Кипсалы — ответственностью порта перед Ригой. У расходов есть и еще одна причина — линия на карте. «Эта граница свободного порта, эти сгнившие бревна будут восстановлены, что означает, что мы приводим в порядок сам берег Даугавы. В десяти метрах от Даугавы находится порт — та линия, которую мы видим, является границей порта, остальная земля является городской землей, береговая линия находится в компетенции порта», — говорит председатель правления Рижского порта Андрис Америкс.
Четверо председателей Рижской думы поддерживают бюджет, предложенный управляющим порта. Для того чтобы его можно было утвердить, нужен еще один голос государственного представителя. Член правления от Министерства финансов Байба Бане считает бюджет «раздутым». Представитель Министерства экономики Артис Стуцка не будет участвовать в заседании правления на следующей неделе, так как отправился в долгое зарубежное путешествие. Госсекретарю Министерства сообщения Каспарсу Озолиньшу еще нужно проанализировать статьи бюджета. А Байба Брока из Министерства охраны среды и регионального развития склоняется к поддержке важных разделов. Правда, у нее есть вопросы по проекту острова Криеву.
«Строительство железной дороги Кундзиньсалы было одним из вопросов, о которых мы достаточно много говорили. Если это увеличивает объем для имеющегося терминала, то, конечно, экономическая выгода в этом есть», — отмечает член правления порта Брока. Он добавила, что укрепление береговой зоны на Кипсале является одним из приоритетных вопросов с точки зрения Министерства охраны среды и регионального развития.
Отвечая на вопрос о том, а нужно ли мероприятие рождественской елки за 41 000 евро, она сказала, что мероприятия по сплочению коллектива должны быть, но нужно следить за расходами, чтобы не было слишком больших трат.
Броке хочется услышать от порта, есть ли план «Б» на случай, если Россия вдруг перестанет экспортировать грузы через Ригу. Министр сообщения Анрийс Матисс считает такой сценарий реальным. «Латвийская железная дорога» по этой причине снизила прогноз перевозок на следующей год на 20%».
Руководитель порта Америкс, кажется, уверен, что все будет в порядке. Договоры заключены, грузооборот растет, России нужны доллары, все будет нормально. Порт даже повысил взносы за обработку грузов (с 1 января поднимутся на 6%). «Если говорить о Таллине и Клайпеде, то у Клайпеды рост в этом году будет примерно в половину меньше, чем у Риги — около 7-7,5%, а у нас будет 15%. <…> Порт поднял на 6% отдельные группы тарифов. Тоннажные. Связанные или с каналом, или тоннажем», — говорит Америкс. Отвечая на вопрос о том, а не делает ли это Ригу самым дорогим портом в Балтии, он сказал:«Самый дорогой — Петербург, а условно более дешевые — Таллин и Клайпеда».
Все чаще звучат опасения, что в ближайшее время народное хозяйство России может не выдержать падение рубля и обвалиться. Это, в свою очередь, приведет к банкротству во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в экспортирующих. Там может остановиться хозяйственная деятельность. Российский уголь составляет около 2/3 от грузооборота порта.
На прошедшем Всероссийском бизнес-форуме «Россия. Новая стратегия» экономист Михаил Хазин сделал такой прогноз: обвал ожидается в феврале-марте следующего года. Об этом свидетельствуют наблюдаемые сейчас тревожные признаки.
«У нас стремительно пустеют бизнес-центры в регионах. Стремительно. Люди бросают конторы. У них нет денег, чтобы содержать конторы. Это первый признак. Второй признак — закрытие сетей. Оказывается, что количество потребителей в сетях магазинов не достаточное. В первую очередь закроются специфические сети, которые торгуют продукцией, не являющейся особо принципиальной. Но, сами понимаете, женское белье — это то, без чего человечество жить не может. Третий признак — рост дефицита бюджета. Это мы тоже наблюдаем. И четвертая причина — она не видна невооруженным глазом — снижение экономической активности в регионах», — рассказывает российский экономист Михаил Хазин.
Даже если Россия продолжит экспорт своего сырья через Ригу и даже если стивидоры будут платить по высоким портовым тарифам, существенную угрозу порту представляет проект острова Криеву. Управление порта до сих пор еще не договорилось с Рижским центральным терминалом о переносе бизнеса на остров Криеву. Если этого не случится на следующей неделе, то велика вероятность, что Европа уменьшит свою часть финансирования. Возможно, именно поэтому управляющий порта Логинов принял новую советницу по вопросам острова Криеву и еврофондам — соратницу председателя правления Вентспилсского свободного порта Айварса Лембергса Кристине Красовску.
Ref: 102.112.112.1970