Не считая крайне низкого объема государственной поддержки, основная проблема кинобизнеса в России, заключается в малом количестве фильмов, созданных в так называемой ко-продукции, то есть сразу несколькими странами.
Российские кинодеятели постоянно сетуют на то, что зритель не смотрит и не любит отечественное кино. Но теперь они могут утешиться: их коллеги из развитых европейских стран находят еще меньше понимания со стороны своей аудитории. Как показали исследования, ситуация с окупаемостью национальных фильмов в прокате в Европе еще хуже, чем в России.
Немцы, французы, итальянцы и испанцы так же неохотно ходят на «свои» фильмы, как и россияне. Если брать Западную Европу, то хуже всего национальные фильмы окупаются в Испании, показало исследование компаний RFilms. В прокате на своем рынке испанские продюсеры зарабатывают почти в 4,5 раза меньше, чем тратят на съемки. В Германии разрыв между средним бюджетом картины и средними кассовыми сборами тоже велик— доходы от проката местных фильмов в 3,3 раза меньше, чем затраты на производство, во Франции— в 2,3 раза, в России— в 1,8 раза, в Италии— в 1,5.
При этом почти все эти страны снимают более дорогие картины, чем Россия,— так, если в 2009 году российские продюсеры тратили на производство одного фильма в среднем 2,6 млн евро, то в Германии и Испании— по 4 млн евро. Самые дорогие фильмы выходят у французов: в прошлом году средний производственный бюджет местных фильмов превышал 5 млн евро.
«За счет национального проката в Европе окупаются единицы фильмов. Например, по итогам 2009 года в Испании только 13 национальных фильмов собрали более 2 млн евро, а в Германии кассовые сборы лишь 14 фильмов превысили 5 млн евро,— комментирует гендиректор RFilms Константин Нафиков.— Безусловно, европейские продюсеры имеют дополнительные источники доходов от продажи прав на телевидение и зарубежного проката. Например, те же испанские фильмы собрали по итогам 2009 года за рубежом столько же денег, сколько и в национальном прокате (140 млн евро). Но при всем при этом только 20% европейских фильмов приносят прибыль, 20% покрывают расходы на производство, а оставшиеся 60% оказываются убыточными».
В Европе смотрят только российский арт-хаус
Любопытно, что далеко не всегда провал в прокате на собственном рынке означает и полное фиаско в других странах. Так, французская комедия «Чертов мобильник», не имевшая особого успеха дома, половину своей выручки заработала в России, собрав в местных кинотеатрах более $2 млн и войдя в число 25 самых кассовых в России европейских фильмов 2006–2010 годов по версии «Бюллетеня кинопрокатчика». Похожая ситуация вышла и с картиной «Территория девственниц», которая заинтересовала россиян куда больше, чем жителей четырех снимавших ее европейских стран. Самым же успешным европейским фильмом в российском прокате за последние пять лет стала французская картина «Такси-4».
В свою очередь, из российского кино в прокате за рубежом идет в основном арт-хаус. Как следует из отчета RFilms и «Невафильм Research», подготовленного для Европейской аудиовизуальной обсерватории, если на отечественном рынке наибольшей популярностью пользуются российские блокбастеры, получившие сильную рекламную поддержку со стороны главных федеральных телеканалов, то в Европе большее число зрителей привлекают фестивальные кинопроекты, которые в России выходят ограниченным тиражом или же сразу попадают на видеорынок.
Так, фильмы «9 рота», «Дневной дозор», «Жара», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», собравшие более 1 млн зрителей в России, на международном рынке потерпели фиаско, не собрав и 10% своей российской аудитории в Европе.
В то же время экспериментальные и артхаусные проекты, не принятые отечественной публикой, оказались более востребованными за рубежом. В несколько раз больше зрителей, чем в России посмотрели картины «Шиза», «Я тебя люблю», «4», «Солнце», «Александра» и номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» «Итальянец». А картина «Возвращение» вообще стала наиболее успешным российским фильмом в европейском прокате 2004 года.
Не считая крайне низкого объема государственной поддержки, основная проблема кинобизнеса в России, по словам Нафикова, заключается в малом количестве фильмов, созданных в так называемой ко-продукции, то есть сразу несколькими странами. «Именно такие фильмы в Европе обеспечивают продюсерам широкий зарубежный прокат, который в свою очередь позволяет кинопроектам на стадии производства получить значительные средства от продажи теле- и киноправ,— говорит он.— Кроме того, создание фильмов в ко-продукции дает возможность продюсерам получить финансирование сразу из нескольких европейских кинофондов, а также налоговые вычеты».
Источник: gzt.ru