Litasco (дочернее предприятие Lukoil) на данный момент пытается заставить АО Ventbunkers (VBU) подписать новый договор о предоставлении услуг в 2011 году, отказываясь принять поставки мазута, которые сейчас хранятся в терминалах VBU. Таким образом, создается хаос в железнодорожной системе Латвии, а также наносятся многомиллионные убытки как Litasco, так и другим компаниям. Экспорт мазута через Латвию сейчас очень ограничен.
Компания Litasco, которая направила нефтепродукты в терминал Ventbunkers, чтобы погрузить их на суда, подала фиктивный иск против VBU за то, что качество горючего не соответствует спецификациям их клиента. «Понятно, что это утверждение абсурдно. Пред тем. Как они посылают нам свой продукт, им полагается знать, чего ожидает клиент и какие спецификации необходимы. Мы же ответственны за то, чтобы перевозить грузы клиента – Litasco – из пункта А в пункт Б. Как только продукт перевезен и передан на хранение на объект, поздно совершать какие-либо изменения. Единственная цель этих действий – блокировать терминал Ventbunkers», — комментируют ситуацию председатели правления АО Ventbunkers Михаил Дементьев и Алвис Хазе.
24 декабря 2010 года по приказу Litasco судно Celtic Sea отказалось войти в Вентспилский порт для того, чтобы на него был перегружен мазут, принадлежащий Litasco. Этот инцидент совпадает с датой, когда АО Ventbunkers заключило договор с новым клиентом об использовании услуг терминала в 2011 году. Этот новый клиент является большим конкурентом Litasco. Совершенно ясно, что Litasco старалась использовать свои грузы, находящиеся в терминале, чтобы заставить VBU продлить истекший договор.
«Litasco было очень хорошо известно, что, не принимая поставки мазута, будет создан хаос в VBU, на Латвийской железной дороге, а также неудобства для нашего нового клиента. Возможно, что фабрикам даже придется снизить производственные объемы. Этот инцидент может повлиять на цены нефтепродуктов в Европе. Все сейчас остановилось и для всех эта ситуация создает огромные потери. Ventbunkers изучает свои договорные обязательства, чтобы отреагировать на нарушение договора компанией Litasco», — указал председатель правления АО Ventbunkers Рудольф Мерони (Dr. Rudolf Meroni).
Общие условия договора, заключенного между предприятиями, указывают на то, что у VBU есть право продать продукт через три дня, в случае, если клиент не выполняет свои обязательства и отказывается принять груз. Есть возможность объявить публичный аукцион о продажи всей нефти, находящейся в резервуарах. За этим может последовать второй аукцион о продаже тех нефтепродуктов, которые до сих пор находятся в цистернах на железной дороге Латвии.
Айварс Гобиньш, руководитель отдела коммуникаций Ventbunkers указал, что у предприятия также имеется ряд других нерешенных проблем в связи с Litasco. Они также могут быть тесно связаны с этим инцидентом. «Litasco все еще не открыло информацию о тайном соглашении, которое было заключено с незаконным руководством компании, которая кратковременно была занесена в Регистр предприятий, основываясь на поддельные документы. Также Litasco не открыло номер банковского счета, на который они якобы перечислили 20 миллионов евро за услуги, предоставленные Ventbunkers». Эти сомнительные схемы в пользу некоторых акционеров меньшинства VBU организовал латвийский юрист Мартиньш Квепс.
Litasco отказывается принять партию мазута стоимостью, по меньшей мере, 50 миллионов долларов, которые сейчас хранятся в резервуарах терминала Ventbunkers. Единственная цель этих действий – блокировать терминалы Ventbunkers и создать хаос в системе железных дорог Латвии. С 23 декабря 2010 года Ventbunkers ожидает, когда будут перегружены 120 000 метротонн дизельного топлива. Еще 1 700 вагонов со 100 000 Мт нефтепродуктов уже пересекли границу Латвии, они были доставлены из России и Белоруссии. Эти цистерны теперь размещены по всей территории Латвии, что создает большое хаос на латвийских железных дорогах. Общая плата за простой нефтепродуктов, превышает 100 тысяч долларов США.