Компания Euromin Holdings (Cyprus) Limited (Euromin) — акционер АО Ventspils nafta — уже сделала обязательное предложение о выкупе акций Ventspils nafta. В его обсуждении активно участвует и Айварс Лембергс. Предполагается, что причина возмущения обвиняемого мэра Вентспилса связана, скорее всего, не с подлинным беспокойством за будущее компании, а наоборот — с потерей контроля и отчаянными попытками вернуть утраченную власть в транзитном бизнесе.
Как уже сообщалось, Euromin был обязан сделать предложение о выкупе акций после состоявшейся в сентябре сделки, в результате которой Euromin купил у АО Latvijas Naftas tranzīts 43,25% акций Ventspils nafta за 79,98 млн евро и таким образом стал владельцем 93,24% акций с правом голоса.
Дискуссии о сделке и цене
Председатель советов Ventbunkers и Latvijas Naftas tranzīts (LNT), швейцарский адвокат Рудольф Мерони, которому также доверено управление активами семьи Лембергса в рамках уголовного дела Лембергса, отмечает, что почти 80 млн евро за 43,25% акций Ventspils nafta является адекватной и соответствующей рыночной стоимости ценой.
«Цена, по которой проданы акции VN, на 50% превышает любую цену, которая была на эти акции на бирже в течение последних 2-3 лет», — пояснял в сентябре агентству LETA Мерони.
Слова Мерони подтверждаются и данными самой компании. Как следует из таблиц стоимости акций, цена акции VN cost превысила один евро только в сентябре этого года. А внезапный ценовой скачок на 73% 10 сентября, который является крупнейшим в истории компании 1-дневным ростом и который, по мнению Euromin, необоснованно учла Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) при определении цены выкупа (4,56 евро за одну акцию), не отражает настоящую финансовую ситуацию компании.
«Ценовые колебания прошлой недели не были связаны со сделкой [Euromin]. Это были сделки с несколькими сотнями акций, и они не имеют реального значения в истинной стоимости 45 млн акций», — подчеркнул Мерони и добавил, что цена, о которой договорились LNT и Euromin, совпадает с признанным приглашенными экспертами верхним диапазоном стоимости.
Член правления Ventbunkers Эдгарс Цининьш отмечает, что эта сделка, позволившая Euromin Holdings Limited существенно увеличить свою долю акций, является закономерным шагом в развитии VN.
«Считаю, что ранее прозвучавшие спекуляции относительно сделки и ее цены — необоснованные и опираются на заблуждения. У меня нет сомнений насчет ее прозрачности и соответствия интересам компании», — говорит Цининьш.
Еще несколько лет назад отношения АО Ventbunkers и АО Ventspils nafta были «более чем напряженные». Сейчас обе компании являются хорошими партнерами и в дальнейшем продолжат вместе работать для развития Вентспилсского порта.
«Мне непонятно, для чего кому-то нужно пытаться оспаривать эту сделку, если, конечно, это не делается в чьих-то личных интересах, которые мне неизвестны. Считаю, что от этой сделки выигрывают все — и стороны сделки, в том числе миноритарные акционеры компании VN, и Вентспилсский свободный порт, и латвийская транзитная отрасль», — пояснил Цининьш.
Председатель Ventspils nafta Роберт Киркуп отметил новостному агентству Bloomberg, что внезапный рост стоимости акций, который повлиял на оценку КРФК, не связан со стоимостью компании, а скорее с попытками некоторых людей представить сделку как неконкурентоспособную.
Как отмечает Delfi, единственный, кто публично критиковал сделку VN, — никто иной, как утративший позиции в транзитном бизнесе Айварс Лембергс.
Откуда «растут ноги»
Именно Лембергс является тем, кто говорит о «схеме хищения имущества». Правда, неизвестно, опираясь ли на свой опыт в этой «области».
То, что у Лембергса был серьезный интерес и участие в вентспилсских транзитных схемах, подтверждается записанными в Копенгагене и опубликованными на Pietiek.com разговорами, а также другими документами, связанными с т.н. транзитной войной в Латвии, арестом имущества Лембергса и родственными связями с истинными акционерами компаний.
В копенгагенских разговорах он обсуждает внушительные покупки, решение ситуации в вентспилсских компаниях, находит время для политических консультаций и обсуждения с тогдашним премьером Айгарсом Калвитисом вопроса финансирования следующих выборов.
Последствия транзитной войны
Сейчас ситуация в транзитном бизнесе изменилась. Приходится разбираться с последствиями транзитной войны, и одним из таких шагов как раз и является сделка Ventspils Nafta.
Вентспилсский предприниматель Олафс Беркис, который раньше был и сторонником, и оппонентом Лембергса, на этот раз считает, что цена продажи акцийVentspils nafta является оптимальным компромиссом: «Я не думаю, что она низкая, судя по ее динамике на бирже за последние годы. Учитывая, что вклад со стороны Ventbunkers через Latvijas naftas tranzīts в Ventspils naftа был достаточно большим и за -дцать лет от него так и не последовало никакой отдачи в виде дивидендов, то сделка является логичной и обоснованной с точки зрения бизнеса».
Адвокат Мерони подчеркивает, что продажа акций VN была лишь частью всеохватывающего «урегулирования дел» между Ventbunkers и группой VN.
Поначалу сделку не планировалось завершать еще несколько недель. Однако в сентябре просочилась и была опубликована конфиденциальная и влияющая на рынок информация. Поэтому было решено сделать «все возможное, чтобы на рынок вернулась стабильность».
Представители Euromin и LNT активно работали, чтобы преодолеть все препятствия и завершить продажу акций VN уже на этой неделе».
Самым громким «экспертом» по этой сделке сейчас является именно Лембергс, чья неприязнь к Мерони (который как-никак управляет арестованным имуществом Лембергса и его семьи) отражается и в критике этой сделки — будто бы она выгодна Мерони.
Интересно, что и дружелюбная к Лембергсу газета с ироничным названием Neatkarīgā Rīta Avīze («Независимая утренняя газета») стала активным противником сделки Ventspils Nafta, пугая пенсионеров и упоминая «экспертов» (без имени), которым эта сделка очень не нравится.
Следует добавить, что «первым проигравшим в транзитной войне, сотрясавшей латвийский бизнес на протяжении десяти лет, портал Delfi назвал Олега Степанова, так как мировое соглашение в английском суде Степанову, возможно, обошлось в 20 млн долларов США. Вторым проигравшим, наверное, может оказаться Лембергс, из-за которого поднялся шум вокруг сделки VN.