Последние тенденции указывают на то, что в течение ближайших двух лет препятствия для ускорения роста мировой экономики уменьшатся. Встречный ветер фискальных мер утихнет, а всемирные центральные банки продолжат проводить стимулирующую монетарную политику, считает экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис.
«США заняли хорошую позицию и в период с 2014 по 2015 годы могут достичь годового прироста в размере 3,5%. Это предоставит больше возможностей вернуться к экономической, финансовой и политической стабильности и в еврозоне, хотя следует признать, что здесь рост будет более вялым – 0,8% в 2014 году и 1,7% в 2015 году после спада на 0,5% в текущем году», – сообщил эксперт порталу BNN.
По его мнению, аппетит глобального риска усилится, что положительно скажется на рынке акций. Промышленные предприятия смогут увеличить инвестиции и число рабочих. Прирост ВВП в 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития ускорится с 1,2% в этом году до 2,4% в 2014 году и до 2,8% в 2015 году. Однако между странами и регионами сохранятся различия в циклическом росте, что увеличит разногласия в вопросах о международной экономической политике.
«Сравнительно положительный сценарий основывается на двух предположениях. Во-первых, сохранятся условия низкой и стабильной инфляции. Во-вторых, политика низких процентных ставок центральных банков будет опираться на происходящие макроэкономические процессы. В США, Европе и Азии большой профицит экономических мощностей, который давит на рост зарплат и цены на сырье и энергоресурсы. Это дает центральным банкам возможность совершать маневры, позволяет не спешить с повышением процентных ставок и сконцентрироваться на росте и занятости. Это облегчает осуществление необходимых реформ и фискальную консолидацию, хотя пока не известно, в какой мере ведущие политические силы используют эту возможность. Глобальная монетарная политика приближается к перепутью. Частые экстренные меры заменяются на первичные задачи – на обеспечение адекватного уровня инфляции и предотвращение возникновения диссонанса в финансовой системе. Уже совсем скоро серьезную проверку предстоит выдержать банкам в области коммуникаций, чтобы убедить финансовые рынки в способности контролировать ситуацию и обеспечивать низкий уровень инфляции. В течение следующих двух лет политическим лидерам и руководителям центральных банков придется договориться о дальнейших действиях в отношении макроэкономической политики», – прогнозирует Гашпуйтис.
По его словам, до второй половины 2015 года Федеральная резервная система США воздержится от повышения главной процентной ставки – нулевой ставки, – которая сохраняется на таком уровне более шести лет. В связи с улучшением экономической и финансовой перспективы, ФРС уже в сентябре может начать свертывание смягчающей программы. Это решение уменьшит царящую финансовую неопределенность. Однако данное решение может быть и пересмотрено, если ставки долгосрочной доходности продолжат стремительно расти. Европейский центральный банк поможет поддержать экономику еврозоны снижением процентной ставки до 0,25% в декабре 2013 года. Такая ставка может сохраниться в течение последующих двух лет.
«Еще более положительные повороты возможны, если рост США окажется стремительнее, чем ожидалось, что окажет больший эффект и на другие страны. С другой стороны, существуют огромные нерешенные проблемы, которые сохраняют серьезные негативные риски. Позитивным изменениям в еврозоне угрожает слабая финансовая система и недостаток необходимых финансовых решений, а также нерешительность развитых стран реформировать свою экономику. И хотя оздоровление экономики США – положительный фактов для мировой экономики, коррекции в ее монетарной политике и ограничение стимулов – может вызвать экономические и финансовые проблемы в странах и регионах, циклическое развитие которых отличается от США и которые в итоге могут не справиться с более высокими процентными ставками. Еврозоне потребуется еще несколько лет, чтобы достичь целей по сокращению долговых обязательств в частном секторе. Кроме финансового сектора, глобальный мировой долг сейчас выше чем был в 2007 году. Это означает, что более высокие процентные ставки окажут мгновенное влияние на потребление, расходы капитала, кредиты и государственные финансы», – пояснил экономист.
102.108.108.5185