В латвийские села вложено 1,4 млрд латов, при этом число их жителей сократилось на 20%, отдача с гектара – самая маленькая в Балтии, а 40% сельских хозяйств работают в серой зоне и у них отсутствует мотивация легализоваться, сообщил руководитель Латвийского центра сельских консультаций и образования (ЛЦСКО) Мартиньш Цимерманис.
На вопрос о том, какая проблема на селе сейчас самая актуальная, он отметил, что это опустение.
«С момента вступления в Европейский союз в села в виде различной помощи вложено более двух миллиардов евро, при этом численность населения на селе сократилась на 20%. За пять лет потеряно около 60 000 рабочих мест и около 200 000 трудоспособных жителей. Больше всего людей потеряли восточные регионы страны, а также северные регионы Видземе. До сих пор на правительственном уровне не обсуждалось, каким образом при совместной работе министерств можно «поднять» села. Минземледелия может обеспечить максимальное использование земли, но развитие сельской местности – работа нескольких министерств», – сказал Цимерманис.
Второй важной проблемой он назвал очень низкую эффективность на селе.
«Согласно официальной статистике ЕС, выпуск сельскохозяйственной продукции с одного гектара земли в Латвии в 2011 году составил всего 376 латов. В Эстонии гектар земли дает продукции на 602 лата, в Литве – на 648 латов. В Польше с гектара производится продукция на 1 081 латов, в Германии – на 2 197 латов. По статистике, мы в этом плане находимся на последнем месте», – отметил Цимерманис.
На вопрос, связано ли это с неспособностью местных крестьян эффективно производить продукцию или с тем, что учитывается не вся произведенная продукция, он подтвердил, что около 40% сельских хозяйств официально не показывают произведенные объемы.
«На селе примерно 40% хозяйств работают в серой зоне. Это хозяйства с самопотреблением — их больше 40 000, а площадь их земель достигает 400 000 гектаров. Эти хозяйства ничего не производят и государственному бюджету практически ничего не дают. Однако по сути в этой серой зоне производится продукция на десятки миллионов латов, которая здесь же и «съедается». Никто не подсчитывал, что эти крестьяне и их хозяйства дают экономике, содержа семьи за счет пары коров, свиней и поля с овощами», – отметил Цимерманис, добавив, что у таких хозяйств нет мотивации раскрывать произведенные объемы.
«Пока такой мотивации нет. Этих людей нельзя упрекнуть в сокрытии произведенной ценности. У министра земледелия Лаймдоты Страуюмы при вступлении в должность было хорошее предложение – специальная программа по поддержке малых хозяйств. Это стимулировало бы крестьян укреплять свое хозяйство и искать экономически выгодную модель производства. Однако все это находится еще на уровне дискуссий», – сказал Цимерманис.
Он также указал, что сейчас ведутся дискуссии о поддержке со стороны ЕС малых крестьян, которая предусматривает выбор каждой отдельной страны – получать ли определенную сумму прямых выплат за гектар или выбрать фиксированную поддержку мелких хозяйств в размере около 350 латов за одно хозяйство. «Для хозяйства на двух-трех гектарах такая поддержка может быть интересна, но для больших хозяйств – нет, учитывая, что объем прямых выплат за гектар может достигать 138 латов», – сказал руководитель ЛЦСКО.
Ref:103.108.108.1608