Президент организации «Балтийская ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане обратилась с открытым письмом к латвийским депутатам Европарламента и вице-президенту Еврокомиссии (ЕК) Валдису Домбровскису с призывом к ЕК активнее заботиться об укреплении портов внешней границы Евросоюза (ЕС) и предусмотреть для них программу поддержки, как для других отраслей.
Она говорит, что нельзя допустить, чтобы вызванный Россией кризис в транзите способствовал социальному неравенству в стране, которое при определенных условиях может быть такой же большой угрозой демократии и верховенству права, как военные риски.
«Бедность и социальное неравенство могут быть также большой угрозой государственной демократии. Столь серьезный кризис в транзитной отрасли не может не оставить следов и в социальной сфере. Поэтому мы призываем европарламентариев как представителей и послов Латвии в Европарламенте поднять на уровне Еврокомиссии вопрос об укреплении портов Латвии как внешней границы Евросоюза и предусмотреть для них программу поддержки на переходный период, пока они не вернутся к прежним объемам грузов. Эта программа поддержки могла бы заключаться в направлении грузов из других портов Евросоюза или других видов грузов в Латвию. Подобные программы европейского масштаба введены в других отраслях, чтобы уменьшить безработицу. В случае с Латвией важно обеспечить ее социальную безопасность и снизить зависимость от России», — комментирует Антане.
За четыре года объем перевозок железнодорожных грузов (тыс. т) уменьшился на 23%, а грузооборот латвийских портов — на 16%. Руководитель ассоциации говорит, что, по ее подсчетам, с 2014 года народное хозяйство Латвии потеряло минимум 132 млн евро и эти потери растут с каждым днем.
«Это однозначно влияет и на латвийскую экономическую ситуацию, ведь транспорт и логистика — вторая крупнейшая отрасль народного хозяйства, которая ежегодно привносит в госбюджет более миллиарда евро или восьмую часть всего госбюджета и прямо или косвенно дает работу 70-80 тыс. человек. Латвия как внешняя граница Евросоюза с Россией сильно подвержена политическим, социальным и экономическим угрозам, когда ослабляется ее народное хозяйство. Если серьезно страдает вторая крупнейшая отрасль народного хозяйства, то страдают и другие отрасли, снижается объем уплачиваемых государству налогов, растет безработица и сокращаются доходы населения, в итоге риску бедности подвергается все больше жителей», — рассказывает президент БАТЛ.
В ассоциации отмечают, что латвийский омбудсмен Юрис Янсонс ранее подчеркивал в Сейме, что в стране большое количество людей живет на пороге бедности. По данным омбудсмена, бедности подвержено более 600 тыс. человек или почти треть населения.
Также БАТЛ напоминает, что три крупных латвийских порта — Рижский, Вентспилсский и Лиепайский, — соединенные железнодорожной инфраструктурой, являются в основном экспортными. Объем проходящих через них грузов зависит главным образом от транзитных грузов из России, Беларуси и прочих стран СНГ. Это означает, что на поток грузов в Латвию непосредственно влияет экономическая и политическая ситуации в России, Казахстане, Беларуси и прочих странах СНГ, ведь именно эти страны в большой степени используют латвийские порты для экспорта своих энергоресурсов и сырья и импортируют продукцию из Евросоюза.
БАТЛ уже информировало ответственные учреждения, государственных должностных лиц, правительство и Сейм о сложной ситуации во второй крупнейшей отрасли народного хозяйства и о серьезном спаде грузооборота. «Ответственные за политику отрасли в стране, вместо того чтобы принимать решения, которые повысят конкурентоспособность Латвии в плане привлечения новых грузов, принимали противоположные решения, например: увеличили акциз на топливо, повысили плату за инфраструктуру. Кроме того, на государственном уровне долгое время не решается вопрос о введении единого тарифа во все латвийские порты. Сейчас он дороже у региональных портов», — возмущается ассоциация.