Вентспилсская дума запретила казахстанскому инвестору вложить 4 млн. латов в транзитный бизнес. На расширение зернового терминала наложено вето.
Напомним, что первая очередь терминала по перегрузке зерновых грузов АО «Ventspils Grain Terminal» была введена в эксплуатацию в 2005 году. В дальнейшем предполагалось расширить терминал, что в то время одобрялось городским самоуправлением — на стадии проектирования терминала эскизный проект второй очереди принципиальных возражений не получил. В 2010 году инвестором было принято твердое решение осуществить строительство и ввести в эксплуатацию вторую очередь терминала.
В соответствие с планами инвестора, в октябре 2011 года отдел архитектуры и градостроительства Вентспилсской думы вынес этот вопрос на общественное обсуждение.
Опрос жителей Вентспилса, инициированный городской думой, показал, что около 500 человек высказались за осуществление инвестиционного проекта, что дало бы новые рабочие места, увеличило бы налоговые поступления в казну города и укрепило позиции транзитного бизнеса Вентспилса. Против строительства выступили жильцы одного, близлежащего к терминалу, дома. В общей сложности таких жильцов оказалось 102 человека.
В распоряжении BNN имеется копия письма этих жителей в думу. Однако тот факт, что в письме были только подписи без указания фамилий, персональных кодов и адресов, позволяет поставить под сомнение соответствие действительности собранных подписей. У многих еще на слуху «дело Гринбергса». Оно началось в 2006 году, когда Лемберг не утверждал представителя Министерства экономики Ояра Гринбергса на посту члена правления Вентспилсского порта только по одной причине — в представлении не был указан персональный код Гринбергса. В данном же случае г-н Лембергс счел отсутствие в письме фамилий подписантов не заслуживающей внимания мелочью. Более того, было проигнорировано очевидное большинство подписантов ЗА строительство в пользу 102 сомнительных голосов ПРОТИВ оного.
Таким образом, вопреки итогам общественного обсуждения, думой было принято решение отказать АО «Ventspils Grain Terminal» в строительстве 2-ой очереди терминала. Обоснование следующее: «реализация строительства, несомненно, окажет негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека».
Подобный альтруизм депутатов Вентспилсской думы вызывает глубокие сомнения. Большинство депутатов представляют политическую партию «Latvijai un Ventspilij», возглавляемую её вождем — мэром Айваром Лембергом.
Конечно, общественное обсуждение, как верно заметил Лемберг, не референдум, и принципиальным является не кто «против», а почему. Так почему сам г-н Лемберг «против»?
А вот это уже совсем интересно.
Как следует из пояснения председателя правления терминала Шафранского, в 2004 году 50% акций «Ventspils Grain Terminal» через холдинг LSF принадлежали семье г-на Лембергса. Вполне закономерно, что когда утверждался эскизный проект строительства 1-ой очереди крупнейшего и современного зернового терминала на Балтике, никаких возражений ни у мэра города, ни, естественно, у депутатов думы не возникло. Однако в 2010 году доли семьи Лембергса в терминале перешли к казахстанскому инвестору, и поэтому мэр Вентспилса потерял всякий интерес к терминалу. Сам же г-н Шафранский в городской думе является последовательным оппозиционером мэру города. Вот эта совокупность причин и стала мотивом для того, чтобы мэр города, что называется, «встал в позу» и использовал малейшие возможности, чтобы продемонстрировать, кто в городе хозяин и покуражиться над «просителями».
Председатель правления АО «Ventspils Grain Terminal» Владислав Шафранский так прокомментировал решение думы: «Мы четко увидели, что думу не интересует развитие порта. Решение, по сути, чисто политическое, и принято оно вопреки интересам города».
По словам же депутата городской думы от «Партии реформ Затлерса» Ивара Ландманиса, решение думы было прогнозируемым; руководство думы вместо поиска решений общими усилиями, нашло удобный момент для того, чтобы все проблемы жильцов дома взвалить на плечи «Ventspils Grain Terminal».
Этим, однако, история со строительством второй очереди терминала не закончена, так как в течение 30 дней решение думы будет обжаловано в административном суде. Что ж, подождем, чем закончится этот вентспилсский театр абсурда. Но отметим, что «негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» г-н Лембергс и его присные трактуют так, как им выгодно. Например, руководство Вентспилсской думы приложило максимальные усилия, чтобы замолчать фактические обстоятельства разлива смертельно опасной для жизни и здоровья нитрилакриловой кислоты на «правильном» для Лембергса терминале «Ventamonjaks». И, в первую очередь, пострадали бы жильцы именно того дома, которых Лембергс «защищает» от второй очереди зернового терминала. BNN рассказывало об этом в своих публикациях «В Вентспилсе тоже NOTHING SPECIAL» и «Химическая авария в Вентспилсе: город мог быть отравлен».
Виновные в этом обнаружены не были, естественно, никто не понёс никакой ответственности за содеянное.
BNN завершило журналистское расследование того, как город оказался на грани трагедии, и опубликует правду, скрываемую руководством Вентспилсской городской думы, после Рождественских праздников.
Ref: 012.000.101.273