Полноценного объяснения от председателя правления Latvijas dzelzceļš (LDz) Эдвинса Берзиньша о том, почему обвинения министра сообщения Талиса Линкайтса, например, о непрозрачности работы, ошибочны, так и не последовало. Однако присутствующие на созванной в пятницу, 10 мая, пресс-конференции узнали, сколько денег LDz вложило в приведение в порядок туалетов на станциях.
И хотя было указано, что на конференции будет сказано, почему обвинения министра сообщения не соответствуют действительности, Берзиньш долго и длинно рассказывал о том, как хорошо работает предприятие, показав презентацию из 34 слайдов, один из которых был посвящен упрекам министра. По этому поводу комментарий был коротким — обвинения министра лишь подрывают образ предприятия. Берзиньш пригрозил: «Вы увидите, какие убытки понесет Латвия после такого крушения репутации».
По его словам, действия министра — это «целенаправленная работа, направленная на приватизацию LDz, или на хищение». При этом член правления Айварс Стракшас высказал спекулятивное мнение: «[…] одно из предприятий [LDz], вполне возможно, будет приватизировано».
Следует отметить, что Линкайтс в своем заявлении ни разу не упомянул смену структуры или намерения, связанные с приватизацией, он лишь рекомендовал сменить состав правления.
И хотя Совет по конкуренции возбудил дело о злоупотреблении доминирующим положением, искажении рынка, угрожающими государству финансовыми последствиями, на пресс-конференции председатель LDz сказал лишь, что он не стыдится проделанной ранее работы.
Также на пресс конференции, на которой планировалось услышать аргументы по поводу высказанных Линкайтсом обвинений, было рассказано, что LDz привело в порядок туалеты на станциях в Даугавпилсе и в Лудзе, а также о том, сколько предприятие заработало в прошлом году. Берзиньш также подчеркнул, как хорошо идут дела у работников предприятия, и сообщил, что число погибших на железной дороге сократилось благодаря установленным предприятием заграждениям.
Вдобавок, говоря об обвинениях Линкайтса о том, что на предприятии, скорее всего, совершались коррупционные сделки, Берзиньш сгоряча заявил: «Даже если обвинения в коррупционных сделках окажутся ложными, репутации LDz все равно грозит опасность».
Предшествующие события
BNN уже сообщал, что во вторник, 7 мая, министр сообщения Талис Линкайтс выразил недоверие руководству Latvijas dzelzceļš (LDz), заявив, что оно не понимает регламенты Еврокомиссии для свободного рынка. Более того, есть подозрения о коррупции и схемах.
Особенно министр раскритиковал председателя правления и президента ГАО Latvijas dzelzceļš Эдвинса Берзиньша, члена правления и вице-президента Айварса Стракшаса и члена правления, вице-президента Айниса Стурманиса.
«Я встретился с руководством LDz и поделился своими впечатлениями о работе предприятия. Приступая к работе в министерстве, я говорил, что мы оценим все предприятия, соблюдение принципов хорошего корпоративного управления, чтобы пресекать всякие схемы, коррупционные сделки в отрасли, которые давно здесь были. А потому, проведя оценку, сегодня сообщаю руководству LDz, что, ввиду ряда обстоятельств, я не могу доверять руководству LDz», — сказал Линкайтс.
Министр подчеркивает также, что немало получателей рекламных договоров было Вентспилсе и Добеле.
Невозможно объяснить логически, почему именно Вентспилс и Добеле надо так много спонсировать, ведь факты не свидетельствуют о том, что именно в этих городах находится наибольшее количество клиентов LDz. «Поэтому многие рекламные и маркетинговые договоры, по нашему мнению, не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия».
На вопрос журналиста: «Могут ли сделки быть связаны с Айварсом Лембергсом и Улдисом Аугулисом?» — министр транспорта ответил: «Надеюсь, что в результате аудита мы узнаем мотивы сделок».
На ближайшей неделе на заседании совета будет оцениваться пребывание вышеупомянутых лиц на своих должностях.